Abuse(Абуз) — Использование (абузить) дисбаланса или недоработок игры в личных целях. Также вид тролинга с использованием игровой механики. Телепорт Chen на базу, сон Bane и прочее, мешающие нормальной игре.
AC, Attack Cooldown — Длина временного интервала между атаками юнита.
AFK (Away from the keyboard) — отошёл от клавиатуры/компьютера. Используется тогда, когда игрок отлучился (хочет отлучится) на короткое время.
All (Все) — Призыв игрока собраться вместе где либо. ( Например, при походе на Рошана). Так же бывают сообщения типа «All mid», «All bot» — призыв собраться на одном из лайнов.
AoE — заклинания по площади. 500 АоЕ — заклинание, радиусом 500. Например — Ravage героя Tidehunter.
Assist (Ассист) — помощь союзному герою. Обычно — в убийстве чужих героев.
B (back, б) — Назад. Как правило, игрок предлагает отойти назад к союзным строениям после пуша или ганка. («Идем б»)
Backdooring (BD, БД, Бэкдор) — Уничтожение вражеских зданий без участия союзных крипов. («Они делают бд»)
Bash (баш) — удар с эффектом оглушения на короткое время. Есть у героев Spirit Braker, Void и др. Еще предмет Skull Basher добавляет баш к атакам героя.
BG (Boring game/Bad game) — скучная/плохая игра. Обычно говорится в конце игры.
BRB (I’ll be right back) — Сейчас вернусь. Такое сообщение часто видно от уходящего с лайна союзника.
Blink (Блинк) — Вид способностей. Телепортация на короткое расстояние. Есть у Riki, Anti Mage, Phantom Assassin и пр., а также блинк может позволить себе любой герой, купив Blink Dagger.
Bot (Bottom, Бот) — нижняя линия движения крипов.
Buff (Бафф/баф) — Положительное заклинание, наложенное на юнита. ( К примеру, 2 скилл Howl героя Lycanthrope)
Care — Осторожно. Будь внимателен. («care nyx invis», «care sf ss»)
Cast (Каст) — Процесс использования умения или время, за которое произносится заклинание (Умение). В то же время, часто используют как определение действий (Использование). Сбить каст — значит прервать использование заклинания (Умения). К примеру, каст ультимейтов героев Sand King и Witch Doctor можно сбить станом.
CD/Cooldown (КД/Кулдаун) — Период времени до очередного использования заклинания, способности, или предмета. («Кд на блинк 5 секунд»).
Chain-Spell (Чейн Спелл, чайник) — Активная способность, действующая на нескольких юнитов «по цепочке». Пример — Shadow wave героя Dazzle.
Check (Чек) — Проверка. Показывается необходимость разведки какой-либо части карты. Как правило, такое сообщение сопровождается визуально-звуковым сигналом на карте. ( ALT+LKM) (напр.»Чек Рошана»)
Counter (Контрить) — Мешать, успешно противостоять чему-либо/кому-либо.
Creeping (Крипинг) — процесс убийства крипов.
Creeps (Крипы, мобы) — Юниты, появляющиеся на базах игроков и идущих по линиям навстречу вражеским юнитам. Также лесные нейтральные юниты.
Critical Strike (Crit, Крит, Критический Удар) — Обычно пассивная способность(исключение — , дающая шанс на нанесение усиленного урона при атаке.
Damage — урон, повреждения.
Damage Per Second (DPS, ДПС) — Урон в секунду.
Damage-Dealer (Дамаг-Дилер, DD) — Юнит, обладающий высоким значение DPS
Debuff (Дебаф) — Отрицательный эффект, наложенный на юнита. Противоположность Buff. Например — Frost Arrows героя Traxex.
Def (Defend) — защищать. Призыв защищать какую-либо точку на карте. Такое сообщение может сопровождаться визуально звуковым сигналом на карте. («Деф топ»)
Disable (Дизейбл) — Активная способность, на время «выводящая из строя» цель. Shakles героя Shadow Shaman, например. Изредка дизейбл может быт ьв виде пассивки — .
Disabler (Дизейблер) — Юнит, обладающий способностью дизейблить.
Double-Line — ситуация, когда на линии находятся сазу два героя с одной стороны.
Easy lane (изи лайн) — Лёгкая линия, на которой легче играть. Для Radiance это бот, а для Dire — топ.
Effective Hit Points, EHP — Способность юнита переносить урон, его «живучесть». По большей части зависит от брони, магической сопротивляемости и способности уклоняться от ударов.
Experiense (EXP, экспа) — опыт, получаемый за убийство крипов и героев врага.
Farming (Farm, Фарм) — Процесс убийства крипов для получения золота и опыта. ( Он фармит уже полчаса»)
FF (Finish fast) — Заканчивайте быстрее. ( Сил нет видеть этот кошмар).
Feeder (Фидер) — игрок, который «кормит» вражескую команду золотом и опытом, часто умирая от вражеских героев. Фидеть — нарочно умирать от вражеских героев.
First blood (FB, ФБ) — Первая кровь. Появляется при самом первом убийстве в игре. За FB даётся 200 золота.
Frag (Килл, Фраг) — Очко за убийство вражеского героя.
Frag Stealing/Kill Stealing (Фраг/килл стилинг, steal/стил) — Добивание героя противника с явным намерением украсть фраг у союзника, имеющего возможность убить этого же героя. Особенно неприятен стил саппортом у керри-героя.
Gank (Ганк) — Go around ANd Kill. Объединение нескольких героев для быстрого и неожиданного убийства одного или нескольких героев. («Идем ганк ликана»)
Ganker (Ганкер) — Герой, который эффективно используется в ганках.
GG (Good game) — Хорошая игра. Обычно говорится после игры. Либо обозначает насмешку над вражеской командой.
GJ (Good job) — Хорошая работа. ( Особенно после Rampage!).
GL (Good luck) — Пожелание удачи.
H/Help — Просьба о помощи. ( Частой заменой бывает «АААААААА!» и беспорядочный визуально-звуковой сигнал на карте).
Hard lane (хард лайн) — Сложная линия, на которой несколько сложнее играть. Для Radiance это топ, а для Dire — бот.
HF (Have fun) — Веселитесь.
HG (High Ground) — возвышенность над какой-либо областью.
HP, Hit points (ХП, хит поинтс) — Очки здоровья.
Jungling, wood (Jungl, лес, джангл) — Процесс получения опыта и золота в лесу. («i jungl», «я лес» и т.п.)
Imba (Imbalance, Имба) — Характеристика несбалансированности чего-то слишком сильного. В редких случаях — сарказм, обозначающий что-то очень слабое. («Спектра на 60 минуте с радиком — имба!»)
IMHO (In My Humble Opinion, ИМХО) — Выражение «по моему скромному мнению». («Имхо он дно»).
Invisibility (Инвиз) — Состояние, в котором юнита не видят вражеские существа, не обладающие способностью «True Sight». Также есть одноимённая руна.
Item (Айтем, Арт, Артефакт, Итем) — Предмет, артефакт.
Lasthit (Ластхит) — Последний удар, от которого умирает вражеский юнит и вы получаете золото. («У него плохой ластхит»)
Late (Лейт) — Поздняя игра. После, условно, 16-ого уровня.
Leaver (Ливер) — Игрок, выходящий из игры до её окончания.
Line (Лайн, Линия) — Одно из трех направлений, по которым идут крипы.
LOL (Lots Of Laugh, ЛОЛ) — Выражение в игре, заменяющее смех.
LoS (line of sight) -линия видимости. Лосить — уходить с линии видимости, находясь в радиусе действия атаки/спелов врага. Делается заходом на HG, маневрами между деревьями и т.п.
Low (Лоу) — Низкий уровень. Например: low HP/MP.
Macro (Macro-Control, Макро, Макро-Контроль) — Умение игрока выбирать стратегию игры и следить за ситуацией на карте.
Manacost (Манакост, MC, МК) — Количество маны, которое требуется для заклинания, использования предмета. . Пример: Для использования умения Telekinesis героя Rubick необходимо 120 маны.
Micro (Micro-Control, Микро, Микро-Контроль) — Умение игрока контролировать каждого из своих существ в отдельности, их передвижение и способсти. («Chen требует хорошего микро»).
Mid (Мид) — центральная линия движения крипов.
Miss (ss, сс, ЫЫ) — Сообщение, что вражеский герой пропал с поля зрения на линии. («Топ мисс», «invok ss»).
MP, Mana points (МП, мана поинтс) — Очки маны. Тратятся героями или юнитами на использование способностей.
Move Speed, MS, Speed, МС — Скорость передвижения юнита.
Noob/Newbie (Нуб) — Новичок в игре. Чаще используется\воспринимается как оскорбление.
Nuke (Нюк) — Активная способность, основная цель которой — нанести урон противнику. Нюкер — герой с такими способностями и имеющий возможность часто применять их. («Лич — хороший нюкер»).
OMG (Oh my god) — Боже мой!
OMW (On my way) — Уже бегу. ( Беги,Форест, беги!)
OOM (Out of mana) — Нет маны. ( Я бесполезен 🙁 )
Orb Effect (Орб) — Почему Гуисно назвал эту фишку эффектом сферы — неизвестно. Но это уникальные эффекты атаки в DotA, которые не могут действовать вместе. Хотя бывают и исключения — Glaves героя Luna работают только с орб-эффектом вампиризма.
Passive Skill (Пассивный Скилл, Passive, Пассивка) — Пассивная способность, работающая всегда, без необходимости авктивации.
Pick (Пик) — Выбор. Например: пикнули Drow Ranger — выбрали героя Drow Ranger. В более широком понимании — совокупность выбранных командой героев. («Наш пик был сильнее»)
PLS, PLZ (Please) — Пожалуйста.
Procast (Прокаст) — Использование ряда способностей одно за одним в короткий промежуток времени. («Лина сделала прокаст»)
Pub (Public, Паб, Паблик) — Игра, доступ к которой имеет любой игрок. Играется чаще всего со случайными созниками и противниками. Пабер — игрок, играющий в пабе.
Push (Пуш) — Ряд действий, направленных на уничтожение башен/бараков противника. Как правило, сопровождается перевесом союзных героев на линии, пуш-героями. («Пушим топ»)
Range (Ренж) — Дистанция. Обычно — применения спелла или атаки героя.
Resist (Резист) — Сопротивление урону. Бывает магический и физический (броня).
Roshan (Rosh, Рошан) — сильнейшее NPC на карте, при убийстве котрого игроки получает золото, опыт и полезные предметы.
Rune (Руна) — Cпециальный предмет, появляющийся на карте и дающий подобравшему его герою временный бонус. Среди них есть:
-Double Damage (Двойной Урон/DD) — название говорит само за себя, увеличивает базовый урон вдвое.
-Haste (Хаст) — Увеличивает на короткий промежуток времени скорость передвижения героя до максимальной (522).
-Illysion (Иллюзии) — При активации появляются 2 копии героя, наносящих меньше повреждений, и получающих увеличенный урон.
-Regeneration (Reg/Реген) — Руна, восполняющая ХП/МП героя до максимума.
Rush (Раш) — Тактика «быстрой победы». Основана на единственном массивном пуше, подкрпленном специальными предметами, который должен обеспечеть победу.
Silence (Сало) -Тишина, молчание. Вид дебафа, запрещающий применение заклинаний героем. Примеры — Silence у Drow Ranger, Death Prophet, активный эффект у предмета Orchid Malevolence.
Skill (Скилл) — Способность, умение юнита.
Solo (Соло) — Занятие одним игроком одной линии (Без союзника). («Иду сф соломид»)
Sry (Sorry) — Извиняюсь.
Stack (Стак, стакивание) — «Складывание» эффектов от заклинаний (как активных, так и пассивных).
Stun (Стан/станить) — Способность оглушения противника. В этом состоянии юнит не подвижен и не может выполнять никаких действий.
Suicide (Суицид) — Смерть от нейтральных крипов, или самоубийство Pudge чтобы вражеский герой не получил деньги и опыт за убийство.
Summon (Саммон) — Вызванный юнит.
Support (Sup, Суппорт) — Герой, обладающий возможностью помогать способностями своим союзникам, «раскачивая» их.
THX, Ty (Thanks You) — Спасибо.
Top (Топ) — верхняя линия движения крипов.
TP (Теleportation, ТП, Телепорт) — Телепортация. T P-out: способ избежать смерти — неожиданная телепортация из боя.
Triple-Line (Трипл-лайн, трипла) — Ситуация, когда на линии находятся три героя-союзника.
Ultimate (Ульт, ульта) — Четвертый скилл героя.
W8 (Wait) — Просьба подождать. («w8 i’m afk»).
WP (Well Players) — Хорошие игроки. Сообщение демонстрирующее положительное отношение к уровню игроков команды противника.
Дно — Плохо играющий человек. Пошло выражение с игровой платформы ICCup, с ее системой рейтинга. Дно — низ рейтинга.
Рак, краб — Жаргонное название нуба в ру-комьюнити.
Сварить — «Собрать» какой-либо артефакт из составляющих.
Для тех, кто хочет наслаждаться киберспортом, но не понимает ни слова в речах комментаторов.
30 апреля завершился
The Kiev Major — турнир по Dota 2 в СНГ от Valve. Событие поставило новый рекорд по количеству активных зрителей для русскоязычной киберспортивной трансляции — почти 400 тысяч человек. Огромное количество людей, среди которых наверняка была пара сотен тех, кто только решился пристраститься к киберспорту.
Если вы вдруг один из них и хотите стать частью киберспортивной тусовки, но ни разу не играли в Dota и не разговариваете на «киберспортивном», то этот текст поможет разобраться, что к чему.
Мы расскажем об основных терминах и понятиях в Dota 2, изучив которые, вы сможете без проблем наблюдать за играми наших команд на мировых турнирах и понимать, о чём говорят комментаторы и аналитики.
Мид, топ, бот
— они же средняя линия, верхняя линия и нижняя линия. Три дороги, идущие через всю карту и соединяющие собой базы двух противоборствующих сторон – с ил Света
и с ил Тьмы
. По этим линиям в начале игры разбредаются герои и крипы, здесь же, как правило, происходят основные события игры.
Крипы
— мобы под управлением компьютера, проще говоря, ваши маленькие солдаты, которые идут вперед и дерутся, несмотря ни на что. Крипы идут прямо по трём линиям (отклоняются от курса только в особых случаях из-за действий игроков), где встречаются с вражескими крипами.
Именно крипы являются главным источником доходов в игре. Добивая их, игроки получают опыт и золото. Важно не просто бить их, а нанести последний удар. В Dota 2, в отличие от League of Legends, можно денаить
, то есть добивать дружественных крипов, чтобы лишить противника золота и опыта.
Эншент
— самое важное здание в Dota, которое изначально и дало название этой игре (Defence of the Ancients). Чаще всего зовётся просто «троном». У каждой команды есть свой эншент, а цель игры — уничтожить эншент противника. Он располагается на базе в углу карты, где появляются герои игроков, и защищён другими зданиями поменьше.
Вышки
(иногда « башни
») — защитные сооружения, которые стоят по всем трём линиям, а также на базе возле эншента, которые атакуют вражеских персонажей. Важно знать: чтобы добраться до эншента придётся уничтожить все вышки хотя бы на одной из линий. На каждой линии по три вышки, как у сил Света, так и у сил Тьмы.
Вышки являются важной стратегической точкой, за которую игроки часто сталкиваются в битве. Союзным персонажам вышка дает дополнительную защиту в виде ауры брони, а агрессивным противникам она наносит большой урон, особенно в начале игры. Сломаешь вышку противника — заработаешь золото для всей команды и продвинешься ближе к главной цели.
Вышки принято делить на: Т1
– самая дальняя от вашей базы вышка, стоит почти на середине каждой линии; Т2
– вышка второй линии обороны, уже ближе к базе; Т3
– вышка, стоящая на краю базы и охраняющая вход на базу и бараки; Т4
– две вышки прямо перед эншентом.
Бараки
— вторые по значимости здания на карте после эншента. Именно эти здания ответственны за появление крипов на карте. На каждой базе их по шесть — по два у каждого выхода на линию. Один барак создает крипов ближнего боя, второй — крипов дальнего боя.
Если разрушить все бараки противника, вражеские крипы не перестанут появляться, зато союзные крипы станут на порядок сильнее, превратившись в мегакрипов. Разрушение всех бараков противника и получение мегакрипов в большинстве случаев гарантирует победу.
Святыни
— появились в Dota 2 не так давно, с выходом патча 7.00. Использовав свою святыню, команда значительно восполняет здоровье и ману, поэтому сражаться команды предпочитают поближе к своим святыням, чтобы можно было в нужный момент подлечиться. Находятся святыни на базе и в лесах.
Лес
— территория между линиями, где растут деревья и живут нейтральные крипы. Здесь же находятся по одной святыне и появляются руны богатства (баунти руны), взяв которую, игрок получает немного денег и опыта.
Нейтральные (лесные) крипы
— мобы, которые живут в лесу и являются источником дополнительного дохода для игроков. Появляются лесные крипы регулярно в конкретных местах, которые называются лагерями или спотами.
В отличие от обычных крипов, которые бегут по линиям, лесные крипы бывают разного вида, силы и с разными способностями. Если в League of Legends за убийство лесных крипов игрок получает в награду золото и бафф, то в Dota 2 он получает только золото и опыт. Зато каждого из лесных крипов можно приручить (делается это различными способами) и использовать его как полноценного героя с уникальными способностями.
Древние крипы (эншенты)
— не путать с эншентом, который
«трон». Это наиболее сильные лесные крипы, они же самые дорогие. В отличие от других лесных крипов, эти имеют иммунитет к магическим заклинаниям.
Река
протекает по середине карты перпендикулярно средней линии. Здесь периодически появляются руны и находится логово Рошана.
Руны
— дают подобравшим их героям серьезный бафф. Есть несколько видов рун. Золотая баунти
руна — единственная, которая появляется в лесу (все остальные на реке) и даёт немного денег и опыта. Голубая руна двойного урона, на киберспортивном
« дабл демедж
»
. Красная руна ускорения — хаста
— значительно ускоряет передвижение персонажа. Желтая руна иллюзий
— создаёт две иллюзии персонажа, которыми можно управлять. Фиолетовая руна невидимости — инвиз
— делает персонажа невидимым на 45 секунд. Розовая руна волшебства — аркана
— сокращает время перезарядки способностей и затраты маны. Зелёная руна регенерации — реген
— полностью восстанавливает здоровье и ману.
Рошан
— самый сильный моб на карте. Игроки заходят к нему в логово, чтобы убить его и получить Эгиду Бессмертного (Aegis of the Immortal). Этот
« аегис
»
даёт персонажу, который его заберёт, вторую жизнь. Умерший герой буквально возрождается через несколько секунд с полным запасом здоровья и маны. За такую возможность команды нередко устраивают бойню прямо перед Рошаном.
После смерти Рошан появляется вновь через некоторое время, готовый отдать ещё один аегис. После третьей смерти Рошана из него также выпадает сыр
– предмет, при использовании которого восполняется огромное количество здоровья и маны.
Сикрет шоп
— дополнительный магазин, который, в отличие от основного, находится не на базе, а в лесу возле боковых линий. Там продаются дорогие предметы, которых нет в стандартном магазине.
Чтобы грамотно взаимодействовать друг с другом в игре и успешно реализовывать стратегии, игроки делятся на пять ролей.
Керри
— он же игрок первой позиции, потенциально самый сильный и самый богатый игрок в команде. Задача керри — накопить как можно больше денег и опыта на убийстве крипов, купить много полезных артефактов, а после своим огромным уроном убить всю вражескую команду.
Как правило, керри — это герой, который слаб в начале игры, но силён в середине или на поздней стадии. Герой часто нуждается в опеке, что ему обеспечивает саппорт. В большинстве случаев игрок на керри начинает игру на лёгкой линии
: там, где удобней стоять под своей вышкой и добивать крипов, и где ближе к большому массиву леса. Для сил Света лёгкой линией будет бот, для сил Тьмы — топ.
Мидер
— игрок второй позиции, стоящий на средней линии. Считается наиболее ответственной и сложной ролью, поэтому мидеры часто становятся любимчиками публики за свою красивую игру. На позиции мидера игрок обязан быть максимально внимательным, аккуратно управлять своим героем и следить за ситуацией на карте в целом.
Герои на этой роли должны быть полезны уже в начальной стадии игры. Если у игрока всё хорошо: он удачно добивает крипов, защищает вышку на средней линии, по-всякому мешает своему противнику — то уже к 10 минуте он активно перемещается по карте и убивает соперников.
Хардлейнер
— игрок третьей позиции. Его задача — стоять на сложной линии
: для сил света — топ, для сил тьмы — бот. Сложная эта линия потому, что крипы уходят далеко от союзной вышки, к тому же приходится стоять одному против вражеского керри и одного, а то и двух вражеских саппортов. Задача хардлейнера — пытаться мешать вражескому керри, отвлекать на себя внимание саппортов, сдерживать натиск и не дать врагу разрушить ближайшую вышку. При этом желательно постараться и получить как можно больше опыта и золота.
Саппорты
— четвёртая и пятая позиции в команде. Эти двое обязаны во всём помогать своим корам (так принято называть предыдущие три роли), разведывать ситуацию на карте и всячески мешать противнику.
Различия между саппортами четвёртой и пятой позиций не слишком большие. Четвёрка, как правило, более активен, перемещается по карте, создаёт давление на противника и участвует в убийствах. Пятёрка — более спокоен, следит за безопасностью керри и мидера, закупает предметы на команду (варды, свитки телепорта, смоуки и т.д.), поэтому часто он самый бедный герой в команде.
Курьер
— управляемый моб, почти шестой игрок в команде, который с удовольствием доставит игроку нужные вещи. Как правило, курьера в начале игры покупает саппорт, а после его апгрейдит. У курьера есть два стадии: первая — пеший курьер — медленный и слабый, умирает с одного-двух ударов, вторая — летающий курьер — быстрый и живучий, получить такого можно за деньги и только после третьей минуты игры.
Важно помнить, что курьер — это всегда цель охоты. Убийство вражеского курьера даёт деньги вашей команде. К тому же противник на несколько минут останется без возможности доставлять себе предметы. Если во время смерти курьер нёс в себе какой-то предмет, то этот предмет пропадает вместе с курьером и появляется только после его возрождения.
Мета
— набор стратегий и связок героев, популярный в конкретный период времени. Чаще всего мета меняется с приходом в Dota 2 нового крупного обновления, меняющего некоторые механики, характеристики персонажей и предметов или работу скилов. Последним серьёзным обновлением, слегка поменявшим мету, было 7.05.
Бывает, что мета формируется по ходу какого-либо турнира: команды следят за друг другом, смотрят, какие стратегии у кого работают, а у кого нет. Иногда мета, обретя свои черты, продолжает оставаться актуальной долгое время, а порой забывается вместе с окончанием турнира.
Пик
или драфт
— набор героев для исполнения стратегии. Этими словами также обозначают процесс выбора героев перед стартом игры.
Бан
— запрет выбора героя для вражеской команды. Происходит во время стадии выбора героев. Команды запрещают героев, которые могут помешать исполнению задуманной стратегии, или просто сильных героев противника.
Лейтгейм
— условия игры, когда матч затягивается и переходит в позднюю стадию, когда керри команды, набрав высокий уровень и достаточное количество предметов, раскрывает свою силу в полной мере.
Стратегия выхода в лейтгейм является, пожалуй, самой древней в Dota и крайне актуальна в сегодняшней мете. Даже если команда собирается играть быструю игру, нельзя исключать случая, что противник сможет держать оборону, и матч может затянуться. Поэтому сегодня команды всегда стараются обеспечить себя хорошим лейтовым керри-героем, иногда даже двумя.
Пуш
— стратегия, в которой расчёт идёт на снос вышек в ранней стадии игры, сильное давление на противника и быстрое окончание матча. В такой ситуации команда ещё до десятой минуты собирается впятером и идёт по одной из линий до самой базы противника. Для этой стратегии нужно иметь героев, которые уже на первых уровнях могут наносить большой урон вышкам и другим зданиям противника.
Стратегия пуша не очень популярна на текущих турнирах. Последние обновления изменили механику защиты вышек так, что атаковать их впятером становится сложнее, чем одному. К тому же, если брать пик для пуша, то скорее всего в команде может не оказаться сильного лейт керри, что противоречит устоявшейся мете.
Сплитпуш
— обманчивая стратегия, цель которой — растянуть силы противника по карте и уничтожить здания противника, пока тот отвлечён. Сплитпушем, уничтожением вышек, как правило, занимается один герой, пока другие союзники пытаются всячески занять команду противников.
Текущая мета всё ближе подходит к возвращению в профессиональные игры этой тактики. В последних обновлениях заметно улучшили способности героев, которые отлично занимаются сплитпушем. К тому же, уже было сказано, про то, что сносить вышки становится легче в одиночку.
Тимфайт
— проще говоря, массовые командные сражения пять на пять. В таких встречах полезно иметь заклинания, действующие по области, чтобы можно было разом накрыть всю вражескую команду. В текущей мете тимфайты очень популярны, киберспортивные команды стараются брать именно героев с массовыми заклинаниями. Победа или поражение даже в одном тимфайте в середине матча может резко изменить ход игры.
Роуминг
— активное перемещение по карте со старта игры с целью разведки территории и периодических атак на вражеских персонажей. Обычно этим занимается саппорт четвёртой позиции. Хороший роумер всегда задаёт темп игры. Его грамотное перемещение от одной линии к другой и постоянные нападения на героев противника заставят врага постоянно чувствовать угрозу, осторожнее передвигаться и в целом совершать меньше полезных действий. Ваша команда в это время, наоборот, может действовать более свободно.
Ганк
— засада, неожиданное нападение на героя. Одна из главных тактик убийств героя в начальной стадии игры. Как пример: роумер, прибежав на среднюю линию, заходит за спину к врагу, в это время его союзник нападает спереди. Противнику некуда бежать, он умирает, ганк удался.
Фарм
— продолжительное добивание крипов на линии и в лесу с целью заработать как можно больше денег. Этим занимаются преимущественно керри. Во многих случаях, керри предпочтёт продолжить фармить на линии, нежели вместе с командой идти атаковать противника. Иногда излишняя пассивность становится причиной поражения, поэтому стоит грамотно оценивать ситуацию и продолжительность своего фарма.
Несколько терминов, которые тяжело отнести к той или иной категории, но знать их нужно обязательно.
Ультимейт
— наиболее сильная способность персонажа. Это может быть как активное заклинание, так и пассивный скилл. Грамотное использование ультимейта может решить исход драки.
Прокаст
— быстрое использование нескольких заклинаний, чтобы нанести цели большой урон в кратчайший промежуток времени. Прокаст актуален для героев с большим количеством заклинаний, как правило, это маги-интовики.
Стренджевик, агильщик, интовик
— классы героев, основным показателем для которых являются сила, ловкость и интеллект соответственно. Стренджевики обладают большим количеством здоровья, агильщики — количеством брони и скоростью атаки, интовики — количеством маны и мощностью заклинаний.
Варды
— предмет, который можно поставить на землю или возвышенность, и он будет давать видимость на конкретной территории. Различают обсервер варды — просто дают видимость, и сентри варды — позволяют обнаружить невидимых врагов.
Смоук
— предмет, который позволяет скрыть в невидимости всю свою команду. В смоуке немного возрастает скорость передвижения, а противник не видит вас на карте, но если подойти к врагу достаточно близко, то смоук прекращает своё действие.
Даст
— пыльца, использовав которую, можно обнаружить невидимых врагов, бегающих поблизости. Варды, смоук и даст имеют крайне важное значение в стратегиях киберспортивных команд.
Баш
— эффект оглушения, от которого персонаж не может ни двигаться, ни драться, ни кастовать заклинания.
Сайленс
— эффект немоты, из-за которого герой не сможет использовать заклинания. И баш, и сайленс могут накладываться либо определёнными предметами, либо способностями персонажей.
Хекс
— магия, превращающая героя ненадолго в маленькое животное (лягушку, курицу, свинью или рыбку). Наложить такой эффект можно с помощью артефакта Scythe of Vyse, в народе его зовут просто «хексом». Врождённая способность хекса есть только у двух персонажей: Lion и Shadow Shaman.
Стак
— несколько групп лесных крипов, стоящих в одном лагере. Добиться множественного стака можно, отводя существующую группу крипов от их лагеря в тот момент, когда по времени должны появиться новые группы крипов. Делать это сложно, но полезно. Обычно этим занимаются саппорты, чтобы потом их керри смог прийти к стаку крипов и убить как можно больше за короткий промежуток времени.
Хайграунд
— возвышенность. Ландшафт на карте в Dota 2 имеет несколько уровней высоты, например, дно реки ниже, чем земля на линиях и в лесу, а базы игроков — выше, чем линии и лес. Территорию базы и принято называть хайграундом. Герои, стоящие на хайграунде, имею преимущество: персонажи, находящиеся внизу, имеют шанс промахнуться при ударе тех, кто стоит выше них.
КДА
— показатель успешности игрока, отношение убийств, помощи при убийстве или смертей. При большом количестве убийств и маленьком количестве смертей ваш КДА будет высоким и наоборот.
Нэтворс
— показатель заработанного игроком золота за всю игру. Является очень важным, так как именно по нему можно оценить количество и качество собранных артефактов и текущую силу героя в целом.
Байбэк
— возможность героя возродиться после смерти за деньги. Умерев, герой может тут же выкупиться и вернуться на поле боя, но постоянно это делать нельзя: байбэк имеет большое время отката. Чем дольше длится игра и чем выше уровень персонажа, тем дороже байбэк. Профессиональные игроки используют байбэк только в важных и критических ситуациях.
В Dota 2 есть ещё огромное количество слов и понятий, незнакомых обыденному зрителю, в частности, имена героев, названия скилов и артефактов. Всех их мы, конечно, здесь описывать не будем. Но тех понятий, о которых мы вам рассказали, будет достаточно, чтобы начать разбираться в киберспортивной Dota и постепенно изучать игру всё глубже и глубже.
В русском Дота-сообществе укоренились следующие термины: А
Абилка (от англ. Ability)
— способность героя произносить заклинание. Часто выступает заменой слова «скилл» или «спелл», хотя таки «скилл» употребляют чаще.Абузер (от англ. Abuse)
— игрок, использующий необычным образом что-либо в игровой механике. Обычно употребляется как синоним багера или читера.— намеренно подставляться под удар мобов или вышки, с целью отвести угрозу от своих менее сильных союзников, либо чтобы увести мобов.
Анманер (от англ. Unmanner\No manner)
— человек, злоупотребляющий матом. Неадекватно реагирующий на любые изречения и вопросы в его адрес, в том числе и на конструктивную критику.— сокращение от слова Артефакт то же самое что итемы.
Б
Багер (от англ. Bug)
— игрок не упускающий шанса получить преимущество перед другими игроками, используя ошибки и недоработки игры/карты.Баш (от англ. Bash)
— удар с эффектом оглушения на короткое время. Пермобаш — перманентный (постоянный) баш.Беквейв (от англ. Backwave)
— откат крипов и героев, когда после защиты одной из линий они начинают пушить её обратно с целью восстановления баланса на линии. С геймерского на русский: команда собралась проносить один из проходов противника, но несколько вражеских героев успели устроить засаду и выиграть драку без потерь со своей стороны, а после, пока все мертвы, пройти по проходу в обратном направлении. Таким образом, неудачно атаковав, можно сильно ослабить потенциал своей команды и получить в ответ беквейв, от которого будет нечем защищаться.Бот (от англ. Bottom)
— нижняя линия
— игрок, играющий шаблонно и/или с сильно замедленной реакцией и низким apm. Очень предсказуем и обычно бесполезен. Часто на возмущение других не отвечает. Результатом может являться убийство союзного героя, который, понадеявшись на поддержку бота, начал гангать/рашить/пушить.Бэкдор (от англ. Backdoor)
— атака зданий противника при присутсвии рядом крипов врага отсутствии рядом союзных крипов. Является нечестным, неэтичным и несолидарным приемом в игре. С новых версий здания, над которыми ушлый противник совершил акт бд, начинают восстанавливать хп, хотя и слишком медленно.Г
Ганк (от англ. go around and kill)
— игрок ушедший со своего места фарма с целью убить вражеского героя путём численного перевеса и\или эффекта неожиданности.
— герой, специализирующийся на ганках
(от корейского слова Gosu либо, как вариант, английская аббревиатура God Of Starcraft Universe, что в переводе — Бог Вселенной Старкрафта) —
, или игрок, которого считают\считающий себя таковым.Д
Дамагер (от англ. Damage)
— см. « ДэмэджДилер».Даун-лодырь (от англ. Download)
— см. «качер».Дизэйблер — (от англ. Disabler)
— тип героев, обладающие скилами нейтрализующими противника на некоторое время.ДропХакер (от англ. Drop Hack)
— игрок использующий запрещённую программу для кика игроков из игры.ДэмэджДилер — (от англ. DamageDealer)
— тип героев, обладающих потенциалом нанесения высокого урона.Дэнаинг (от англ. Denying)
— добивание своих крипов, имеющих низкий уровень хп, для того, чтобы противник не получил за них опыт и золото.Дэф (от англ. Defence)
— защита точки, вышки, линии.И
Имба (от англ. Imbalanced)
— несбалансированный предмет\герой\заклинание\etc в карте, обычно употребляется в значении «чересчур сильный».Итемы (от англ. Item)
— вещи усиливающие параметры и/или способности героя и/или дающие новые скилы.ИтемБилд(от англ. ItemBuild)
— набор итемов для героя.К
Каст (от англ. Cast)
— произнесение заклинания. Часто подразумевающее, что на создание заклинания и/или его поддержание требуется некоторе время.Качер (от русского слова Качать)
— игрок, который заходит и начинает качать Доту прямо из созданной игры. Поскольку скачка у хоста всегда происходит медленно, чаще всего такой игрок кикается хостом. В англоговорящих сообществах таких людей называют соответственно dl» (от downloader)
.
— способность ограничивать скорость передвижения/возможность использования навыков вражеских персонажей. См. также «Дизейблер».Крипы (от англ. Creeps)
— юниты, выходящие с обоих сторон навстречу друг другу и юниты которые находятся в лесу.КрипСтилинг (от англ. CreepStealing)
— умышленное добивание мобов которых «обрабатывает» союзник. В 99% фраза применяется в случаях стила лесных мобов, т.к. на лайне крипы все «общие». Оставшийся процент — нубы, которые не знают что такое ластхит, и почему не надо фармиться через автоатаку.Крит (от англ. CriticalStrike)
— удар, наносящий урон с модификатором больше единицы.Кулдаун (от англ. Cooldown)
— время перезарядки заклинания.Курица/Кура ( от англ. Courier)
— курьер, приносящий вещи игрокам на дорожки (имеет множество видов из-за чего имеет большое кол-во названий: овца, паджик, курейка и т.д.)Л
Ливер (от англ. Leave)
— игрок, покидающий игру до её логического завершения. Неизбежно вызывает НЕНАВИСТЬ у всех остальных участников игры, так как выход игрока практически всегда нарушает баланс команд. Причины для выхода могут быть самые разные, но обычно это проявление нубизма, либо просто неспособность достойно проигрывать. В паблике игра 4 vs 5 может продолжиться с доставляющим «срачем», но при 3 vs 5 часто выходят все. В последних версиях проблему ливерства частично решили командой «-switch». Команда позволяет меняться местами игрокам из разных команд, в том числе и с ушедшими из игры, поэтому баланс сил иногда можно восстановить. На данный момент можно либо сделать свич, либо продать шмотки ливера, разблокировав их командой «-unlock».Лагер (от англ. Lag)
— игрок, из-за которого игра периодически лагает (останавливается и появляется сообщение об ожидании игрока). Впоследствии 90 % вероятность, что он станет Ливером или по истечении 45 секунд его кикнут игроки.Лакер (от англ. Luck)
— игрок, которому повезло, и он из серьёзной стычки либо вышел победителем, либо его не смогли догнать и добить. Очень часто является синдромом butthurt’a у того, кого убили.Ластхит (от англ. Last Hit)
— последний удар по крипу/зданию/вражескому герою с целью получения денег (часто используется как синоним «стила»).Лэйт (от англ. Late)
— окончательная фаза игры. Уровни 16+ персонажейЛес( от англ. Forest)
— пространство между линиями: содержит лесных крипов и секретные магазины.М
МапХакер (от англ. Map Hack)
— игрок, использующий запрещённую программу для удаления тумана войны (даёт огромное преимущество в игре). Любят придумывать благородные оправдания своей игры с МХ.Мид (от англ. Middle)
— средняя линияМисс (от англ. Missing in action)
— заметка\напоминание для союзников, помогающая им узнать о том, что герой противника, находящийся на линии с напоминающим, ушёл с линии. Если вражеский герой возвращается на линию то как правило пишут «re» или «ре»
.Мобы (от англ. M OB — Mobile Object)
— подвижный объект. См. » Крипы»Н
НоуЛайфер (от англ. No life)
— задрот, тратящий всё свободное время на компьютер. Пренебрегающий гигиеной, питанием, здоровьем, друзьями и уроками русского языка.Нуб (от англ. Noob)
— новичок, человек, который играет в ПЕРВЫЙ раз или около того.Нюк (от англ. Nuke)
— скилл, наносящий ощутимый дамаг за применение. Так же используется как глагол «нюкать».П
Пулинг (от англ. Pooling)
— передача вещей. Термин-таки устарел.Пуллинг (от англ Pull)
— Отвод своих крипов с линии, путем агра лесных мобов, используется госу игроками. Выполняется для того, чтобы можно было нахаляву(без потери хп) получить голд за лесных мобов + лесные мобы убьют парочку обычных, что приведет к потере экспы у противников. Пока творится весь этот балаган, подходит вторая волна крипов, и может получится неплохой пуш. Глагол — пулить.Пуш (от англ. Push)
— намерение помочь своим крипам пробиться дальше по линии для атаки башен.Р
Рандомайзер/Рандомщик (от англ. Random)
— как правило, весьма опытный игрок. Рандомит из-за трёх причин: не знает кого сейчас выбрать/золото в начале важнее нужного героя/так интереснее. Нередко рандомайзером называют игроков, которые случайно в замесе заюзали скилл раньше времени или не в тему, но результатом стало уничтожение вражеского героя. В принципе, любое случайное убийство героя может быть расценено как рандомайзерство.С
Саппорт (от англ. Supporter)
— тип героев, обладающих скиллами, полезными для союзников, либо способных контролить противников.
— герои, усиливающие способности друг друга или имеющие определенную тактику взаимодействия, позволяющую добиться большей эффективности когда они действуют вместе.Скилл (от англ. Skill)
— умения героя или уровень навыка игрока.Скиллбилд (от англ. SkillBuild)
— прокачка навыков, план развития скиллов.Слотер (от англ. Slot)
— игрок, который хочет играть со своим другом (несколькими друзьями) в одной команде. Поэтому просит кикнуть кого-нибудь, чтобы освободить слот для друга. Часто слот освобождается путём кикания самого слотера.Слоу/Замедление (от англ. Slow)
— скилл, замедляющий скорость передвижения\атаки противника.Соло(от англ. Solo)
— предпочтение стоять одному, обычно на средней линии
— игрок, который просит соло стоять на линии (то есть один).Стан (от англ. Stun)
— скилл, который делает противника неактивным на некоторое время.Т
Топ (от англ. Top)
— верхняя линияТанк (от англ. Tank)
— Обычно используется для характеристики героя, имеющего много ХП, используемого как «живой щит».ТимСэл (от англ. TeamSell)
— Продажа вещей героя вышедшего игрока. Деньги, вырученные за вещи, делятся поровну. Аналог — , когда все пишут -unlock так же для продажи вещей.Ф
Факер (от слова Афкер от англ. A FK — Away From Keyboard)
— Игрок который бездействует в игре.Фарм(от англ. Farm)
— заработок денег и опыта путем убивания крипов.Х