Уже на протяжении нескольких веков обманчиво простой принт полька-дот приводит в восторг многих художников, дизайнеров, музыкантов и членов королевской семьи — Фрэнк Синатра посвятил узору свою песню, а Яёи Кусама разрисовала им все, что попадается на глаза, включая стены, полы и даже обнаженные тела своих ассистентов.
Разбираемся, как неприхотливый и вместе с тем изысканный узор в горошек стал частью массовой культуры и высокой моды.
- Горошек в Средневековье
- Полька-дот в XIX веке
- Возвращение горошка
- Полька-дот в культуре и искусстве
- Узор в горошек сегодня
- Полька и промышленная революция
- Точечные картины Жоржа Сёра
- Полька-дот в массовой культуре и высокой моде
- Точки Бен-Дея в работах Роя Лихтенштейна
- Психоделический горошек Яёи Кусамы
- Введение
- Поколения блокчейн платформ
- Трудности и ограничения
- Новая версия Ethereum как экосистема EVM
- Модульная конструкция блокчейна
- Cosmos, Polkadot, Avalanche
- ⛓ Механизм консенсуса
- ⚡️ Допуск проверяющего
- ⏳ Задержка транзакции
- 💸 Плата за транзакции
- 🕸 Уровень децентрализации
- 🌐 Топология межцепочной сети
- 🏛 Управление
- 🛠 Инструменты разработки
Горошек в Средневековье
Горошек начинал свою жизнь с негативных коннотаций, далеких от мира моды. До промышленной революции было практически невозможно создать идеально круглые и равномерно расположенные точки. В Средневековой Европе этот хаотичный узор напоминал людям сыпь, вызванную рядом чрезвычайно заразных заболеваний, таких как оспа, проказа и бубонная чума, и поэтому был под запретом.
Платья в горошек в стиле ампир
Отрицательное отношение к полька-дот сохранилось и в эпоху Возрождения, когда люди связывали смерть Дездемоны, одной из героинь пьесы Уильяма Шекспира «Отелло», с пятнистым платком в ее руке.
В других культурах горошек также не был модным узором. В Африке им украшали костюмы и различные предметы, считая, что он имеет сверхъестественную силу. В общине Лега, например, молодой человек должен был носить пятнистую ткань и постоянно стучать в дверь с похожим рисунком, пока она не откроется, чтобы пройти обряд посвящения.
Полька-дот в XIX веке
Середина XIX века ознаменовала собой повальное увлечение полькой. Чешский народный танец был настолько популярным, что слово «полька» добавляли практически ко всему — к названию блюд, головных уборов и магазинов. Зачастую это делалось, чтобы повысить продажи, в особенности в случае с одеждой в горошек. С развитием швейных машин пошив тканей стал намного проще и дешевле, и полька-дот из некогда табуированного узора превратился в один из самых распространенных.
Танцовщицы фламенко в платьях в горошек
На самом же деле никакой связи между полькой и пятнистым принтом не было. Разве что горошек имеет такую же веселую и легкую природу, как и сам танец. Тем не менее название «полька-дот» прочно закрепилось в истории узора. Известно, что впервые этот термин был использован в 1857 году в статье американского журнала Godey’s Lady’s Book. В ней говорилось о легком муслиновом платке, украшенном вышитыми кружочками полька-дот.
Но задолго до того, как ткань в горошек получила свое название, ее производством занимались в Швейцарии. У принта даже было свое местное название — Dotted-Swiss. Его наносили на тонкий белый батист, из которого изготавливали свадебные наряды. Позже задорный орнамент приметили французские придворные модницы. Горошек, или Quinconce, как именовали его во Франции из-за ассоциации с пятью точками игральных костей, как нельзя лучше подходил платьям в стиле ампир, который распространился во времена правления Наполеона Бонапарта. Вместе с войском завоевателя узор отправился в путешествие по Европе, посетив также и Россию.
В Германии узор получил еще одно название — Thalertupfen, что переводится как «след от талера» (талер — междудародная валюта, которая ценилась в Европе в XVI–XIX веках). В Испании же горошек сравнивали с родинками и называли Lunares. Рисунок связывали с культурой фламенко, украшая им традиционные платья танцовщиц с воланами и оборками.
Однако к небольшим точкам были неравнодушны не только модницы, но и художники. Среди них были французские живописцы Поль Синьяк и Жорж Сёра, положившие начало пуантилизму, стилистическому направлению, в основе которого лежит манера письма раздельными точечными мазками. Хотя это движение не получило большого уважения в художественном сообществе, некоторые великие художники были пуантилистами — Камиль Писарро, Ван Гог, Максимильен Люс, Рой Лихтенштейн и Чак Клоуз экспериментировали с этой техникой.
До расцвета пуантилизма горошек в искусстве появлялся более условно, отражая моду каждой эпохи. На картине Клода Моне «Обед на траве» (1865) изображена гламурная дама в нежном белом платье с оборками, усеянном мелкими синими точками. В похожих нарядах появляются и две молодые девушки из картины Фредерика Базиля «Воссоединение семьи» (1867). Чуть позднее художники начали использовать и другие цветовые сочетания, например, на картине Йожефа Рипль-Ронаи «Дама в платье в горошек» (1889) нарядно одетая молодая женщина предстает в коричневом платье, украшенном крупными кремовыми точками.
Возвращение горошка
В начале XX века узор пережил новую волну популярности, вызванную рядом событий. В 1926 году Норма Смоллвуд, первая коренная американка, получившая титул «Мисс Америка», была запечатлена в облегающем купальнике в горошек. В результате многие женщины влюбились в этот принт.
Норма Смоллвуд (слева) и Мэрилин Монро (справа)
Увлечение горошком также широко пропагандировалось в 1940 годах изданием Los Angeles Times. Популярная ежедневная газета посоветовала своим модным читательницам взять на вооружение тренд на горошек. Примерно в это же время Кристиан Диор запустил свою знаменитую линию New Look. В коллекции в основном были черные платья со смелыми белыми принтами в горошек. Французский модельер рассказал , что он стремился «сделать женщин экстравагантными и романтичными». Голливуд последовал примеру Диора, и новый принт быстро стал популярным среди актрис — Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и Люсиль Болл были одними из главных поклонниц узора в горошек.
Принцесса Диана в платье с узором полька-дот
В 1980 годах полька-дот начал появляться и на обычной одежде. Женщины надевали вещи в горошек на работу, в церковь и на другие официальные мероприятия. Не стали исключением и члены британской королевской семьи — королева Елизавета II и принцесса Диана.
Полька-дот в культуре и искусстве
Посодействовали распространению узора и появившиеся в XX веке короткометражные мультфильмы, в частности — персонаж Минни Маус, красовавшаяся в мини-юбке в крапинку. Благодаря ей принт стал частью поп-культуры. В 1940 году Фрэнк Синатра выпустил балладу «Polka Dots and Moonbeams», запечатлев пик американской «полькамании», а в 1960 году на всех радиостанциях Соединенных Штатов можно было услышать задорную песню Брайана Хайленда под названием «Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka Dot Bikini». В ней описывалась история о молодой женщине в пятнистом бикини, которая пряталась в воде, боясь показать свои пышные формы. Вскоре каждая девушка захотела приобрести купальник в горошек, и он мгновенно стал трендом.
Несмотря на то, что узор по большей части пользовался популярностью у женщин, мужчины вскоре тоже поддались этой тенденции. В 1962 году DC Comics представил нового врага Бэтмена по имени Мистер Полька-Дот. Суперзлодей обладал способностью трансформировать круги на своем костюме в оружие. В 1965 году Боб Дилан появился на обложке пластинки «Just Like Tom Thumb’s Blues» в яркой зеленой рубашке в горошек. Гораздо позже, в эпизоде «Безумцев» (где почти все женские персонажи носили горошек), Роджер Стерлинг надел пятнистый темно-бордовый шелковый шарф.
Полька-дот также появляется и в искусстве XX века, особенно в работах , чьи галлюцинации и разнообразные видения положили начало ее фирменному стилю. Известная японская художница покрывала навязчивым горошком все вокруг, выплескивая краску за пределы холста. Одни из самых известных ее произведений — «Комната любви в горошек», представленная в 1967 году, и «Зеркальная комната (Тыква)», которую Кусама создала намного позже, в 1991 году. Оба проекта представляют собой инсталляции с головокружительным количеством точек, которые поглощают зрителя, забрасывая его в мир фобий Яёи.
В то же время представитель поп-арта Рой Лихтенштейн заполнял горошком пустые пространства своих работ, имитируя печать комиксов. Другой изобретательный художник Дэмиен Херст создавал точечные картины, каждая из которых обозначала молекулярную структуру смертельного и вызывающего привыкание вещества.
В 1980-1990 годы горошек также стал частью рок-н-рольной культуры. В 1996 году вокалистка рок-коллектива No Doubt Гвен Стефани снялась в клипе на песню «Don’t Speak» в платье в белый горошек — образ, который не только стал культовым, но и закрепил статус узора полька-дот.
Узор в горошек сегодня
В современную моду полька-дот попал благодаря стараниям таких подиумных гигантов, как Carolina Herrera и Comme des Garçons, для которых расцветка в горох стала неким знаком отличия. Постепенно узор начал появляться и в коллекциях других домов моды и стритвир-брендов.
Слева направо коллекции сезона Весна/Лето 2021: Carolina Herrera, Prada, Comme des Garçons
Сегодня полька-дот уже не ассоциируется со смертельными болезнями или магией, являясь ярким и игривым узором, который может освежить любой наряд и добавить в него интересный акцент. Ведь как однажды сказал Марк Джейкобс: «Не существует такого случая, при котором горошек был бы неуместен». Главное — не злоупотреблять пестрой раскраской.
Обманчиво простой узор в горошек на протяжении нескольких столетий приводил в восторг не только модельеров и искушенных парижских придворных дам, но и музыкантов и художников. Ему посвятил одну из своих песен Фрэнк Синатра, а Яёи Кусама, буквально одержимая этим задорным орнаментом, разрисовывает им все, что попадается на глаза, — стены, полы, холсты и даже обнаженные тела участников ее перформансов.
Рассказываем о том, как неприхотливый и вместе с тем изысканный горошек стал частью высокой моды и массовой культуры.
Полька и промышленная революция
Официальной точкой отсчета истории ткани с узором в горошек принято считать 1857 год — в это время в одном из выпусков американского женского журнала Godey’s Lady’s Book появляется статья с рассказом о муслине для легкой летней одежды, украшенном вышитыми кружочками polka dot. В переводе с английского polka dot дословно означает «точки в польке». Конечно, ничего общего с чешским национальным танцем эти симметрично разбросанные по ткани кружочки не имеют, но тогда весь мир буквально сходил по нему с ума, «приклеивая» слово «полька» ко всему, что только возможно, — к блюдам, прическе, головным уборам и даже к названиям магазинов. Часто это делалось с корыстными интересами увеличить продажи, особенно в случае одежды в горошек — он стал одним из самых популярных узоров.
Но за сто лет до того, как ткань в горошек получила свое название, ее изготовлением занимались в текстильной столице Центральной Европы — швейцарском городе Санкт-Галлен. Причем наносили гороховый узор исключительно на тонкий изысканный белый батист, из которого шились потом свадебные костюмы. Имелось у него и свое местное название — swiss dot («швейцарская точка»). Так бы остался горошек в Швейцарии, больше приверженной старым добрым традициям, чем ветреной моде, если бы его не заприметили французские придворные модницы. Задорный орнамент прекрасно разбавлял их однотонные наряды, к тому же платья с завышенным лифом и ниспадающими мягкими и нежными складками из легкой ткани в крапинку как нельзя лучше подходили к стилю ампир, получившему распространение во времена Наполеона Бонапарта. Так, вместе с армией корсиканского завоевателя «швейцарская точка» начала свое победоносное шествие по Европе, заглянув также и в Россию.
Что примечательно, в каждой стране ткань в горошек именовали по-разному: в Германии — thalertupfen, что можно перевести как «след от талера» (талер — крупная серебряная монета, игравшая значительную роль в денежном обращении Европы и в международной торговле в XVI–XIX веках), в Сербии — «туфне», что означает «пунктир», в Испании же гороховый рисунок связан с культурой фламенко. Им украшены bata de cola — традиционные платья андалузских танцовщиц с оборками и воланами. Раньше к подобным нарядам пришивались в качестве оберега маленькие круглые зеркала, символизирующие полную луну. Давно уже этот обычай изжил себя, а одно из самых романтичных названий кружков величиною с горошину осталось — «маленькие луны». Однако все эти разновидности гороха — каждый народ использовал свои цвета, размеры и расстояния между кружками — не могут сравниться по популярности с узором полька-дот, который обязан своей известностью не только чешскому танцу, но и промышленной революции. Именно она позволила задорному орнаменту шагнуть в народ, поскольку появилась технология, позволяющая создавать ткань со множеством точек на одинаковом расстоянии друг от друга в огромных количествах. Так многогранный горошек перекочевал с дорогих нарядов на платья и юбки простого кроя, не обойдя стороной и купальные костюмы.
Точечные картины Жоржа Сёра
К аккуратным небольшим точкам были неравнодушны не только ветреные модницы, но и вполне себе серьезные живописцы. Одним из них был французский художник-постимпрессионист Жорж Сёра, взявший точку за основу в своем творчестве. Созданное им стилистическое направление пуантилизм (от французского pointillisme — буквально «точечность»), или дивизионизм, как называл его Сёра, многие современные художники и критики восприняли в штыки. Его первое полотно «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», написанное с помощью мазков контрастного цвета, которые были настолько малы, что человеческий взгляд был не в состоянии их увидеть, но зато мог воспринимать всю картину как единое произведение, была представлена на выставке импрессионистов в 1886 году в Париже. Нарочито упрощенные фигуры парижан на картине, больше напоминающие древние фрески, а не жизнерадостных французов на фоне красочной утопающей в зелени природы, вызвали шквал критики. «Воскресную прогулку на острове Гранд-Жатт» назвали слишком научной и шаблонной, лишенной естественности и живых чувств. Особенно сильно на Сёра ополчились художники-импрессионисты. В том числе американский художник Теодор Робинсон, окрестивший его неординарную манеру «мушиным пометом».
Полька-дот в массовой культуре и высокой моде
Посодействовали популяризации узора полька-дот и появившиеся в начале XX века короткометражные мультфильмы, а точнее один из персонажей — очаровательная модница Минни Маус, щеголявшая в мини-юбке в крапинку. Благодаря ей рисунок в горошек стал частью поп-культуры. В 40-е годы певец Фрэнк Синатра посвящает ему одну из своих песен Polka Dots and Moonbeams («Платье в горошек и лунные лучи»), а в 60-е годы на всех американских радиостанциях можно было услышать задорную песенку шестнадцатилетнего Брайана Хайленда с названием, которое по звучанию больше напоминало детскую считалку, — Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka Dot Bikini («Крохотное бикини в желтый горошек»). Что интересно, сочинить текст для этого музыкального произведения поэта-песенника Пола Ванса сподвигла его маленькая дочь Паула, которая стеснялась появляться на общественном пляже в своем бикини в желтый горошек.
Задорный орнамент очаровал великих кутюрье Ива Сен-Лорана и Кристиана Диора, которых в середине прошлого столетия прозвали королями платьев в горох. По вкусу полька-дот пришлась таким иконам стиля, как Мэрилин Монро, Одри Хепбёрн, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Софи Лорен. Не стали исключением и члены английской королевской семьи — принцесса Диана и королева Елизавета II. Довольно часто носит платья в горошек Кейт Миддлтон. А изысканное шелковое платье шоколадного цвета с крупными горошинами от дизайнера-модельера Нино Черрути, в которое была одета Джулия Робертс в фильме «Красотка», давно уже стало классикой.
Точки Бен-Дея в работах Роя Лихтенштейна
Спустя семьдесят лет после смерти Жоржа Сёра его точечные картины заинтересовали художника поп-арта Роя Лихтенштейна. Правда, они в его интерпретации получились несколько иными — художник намеренно писал свои полотна так, чтобы они выглядели, словно вышедшими из дешевой офсетной печати. Если рассматривать его работы через увеличительное стекло, то можно заметить сетку из точек четырех цветов — голубого, пурпурного, желтого и черного. Лихтенштейн использовал технику издателя и иллюстратора Бенджамина Генри Дея, которая заключалась в том, что точки на поверхности должны располагаться в определенном порядке — стоять плотными рядами, или же, наоборот, находиться далеко друг от друга, либо вообще скрещиваться между собой. С помощью таких манипуляций с ними можно создавать различные оптические иллюзии и визуальные эффекты.
Психоделический горошек Яёи Кусамы
С десятилетнего возраста привычный мир японской девочки Яёи Кусамы начинает меняться — стены, пол, потолок и вся мебель в комнате «обрастают» красным горошком. Вездесущие кружочки проникают даже на тело Яёи, бесконечно мельтеша перед глазами. По совету психиатра Нисимару Сихо, Кусама начинает рисовать, в скором времени это занятие увлекает ее. Свои галлюцинации она переносит на холсты и мягкие скульптуры. Этим дело не ограничивается — навязчивые точки появляются в инсталляциях и коллажах художницы, им она посвящает перформансы и даже организовывает в их честь церковь, провозглашая себя жрицей горошка.
В 28 лет Яёи Кусама, по рекомендации лечащего врача и из стремления уйти из-под контроля деспотичной матери, которая была очень недовольна тем, что дочь стала художницей, переезжает в Нью-Йорк. Эпатажная Яёи, открыто заявляющая о своем психическом состоянии, привлекла внимание публики. Одни из самых известных ее произведений — комната Polka Dot Love Room («Комната любви в горошек»), впервые представленная публике в 1967 году, и Mirror Room (Pumpkin) («Зеркальная комната (Тыква)»), которую Яёи создала значительно позднее, в 1991-м. Они представляют собой инсталляции, в которых Кусама материализовывает свои фобии. Проникая в помещение со множеством мерцающих лампочек, сплошь усеянное горошинами, зритель как будто попадает в другое измерение, в котором теряет не только связь со временем, но и как будто свою физическую оболочку, полностью растворяясь в пространстве. Теперь и он может видеть то, что раньше существовало только в больном сознании Кусамы.
Славу сумасбродной художницы Яёи Кусаме принесли ее публичные перформансы 1967–1969 годов. Например, в Скульптурном саду Музея современного искусства в Нью-Йорке она организовала представление Grand Orgy to Awaken the Dead («Великая оргия для пробуждения мертвых»), в котором догола раздетых людей покрывали рисунком в горошек.
С середины 1970-х годов художница, которой сейчас 89 лет, живет и работает в психиатрической больнице в Токио, а ее выставки проходят по всему миру. Осенью 2017 года в токийском районе Синдзюку открылся музей в честь Яёи Кусамы, в котором периодически можно видеть ее работы.
Время на прочтение
Введение
В рамках подготовки образовательного курса “Разработчик смарт-контрактов” (подробности в конце этой статьи) мы подготавливаем серию статей и переводы лучших статей про блокчейн платформы третьего поколения, разработку под которые мы и преподаём.
Данная статья поможет всем интересующимся лучше узнать про технические особенности платформ: Cosmos, Polkadot, Avalanche.
Поколения блокчейн платформ
Блокчейн платформы делятся на несколько поколений, каждой поколение имеет свои особенности и решает определенный круг задач.
Первое поколение. Это Bitcoin, Litecoin, ZCash и другие, эти платформы ориентированы на создание децентрализованных денег. И каждая платформа решает эту задачу как-то по своему, например ZCash с сильными свойствами конфиденциальности. Но первое поколение показалось сообществу малофункциональным. Поэтому появилось второе поколение.
Второе поколение. Это Ethereum, Tezos, EOS и другие, которые ориентированы на программируемую логику для создания и управления своими децентрализованными данными и деньгами. Каждая платформа делает это со своими какими-то особенностями. Но с ростом популярности блокчейн платформ второго поколения обострились унаследованные от первого поколения проблемы: производительность, удобство, энергоэффективность, стоимость. Поэтому сообщество разрабатывает блокчейн платформы третьего поколения, которые направлены на решение этих задач.
Стоит отдельно отметить, что сейчас разрабатывается новая версия Ethereum (которую тоже можно отнести к платформам третьего поколения), а также решения второго уровня ( далее по тексту будет обозначаться как Уровень_2), которые направлены на устранение существующих проблем с производительностью платформ второго поколения.
Сегодня мы рассмотрим третье поколение блокчейн платформ — Cosmos, Polkadot и Avalanche, у которых довольно необычные инфраструктуры. Эти платформы нацелены на горизонтальное масштабирование с асинхронной гетерогенной сетевой моделью, где предметноспецифичные блокчейны сосуществуют в рамках общей сетевой модели и при необходимости взаимодействуют друг с другом. У каждой платформы есть свои собственные подходы и компромиссы по достижению межцепочной экономической безопасности. Они нацелены на создание блокчейнового междусетья, которое способно вместить не сотни тысяч (как сегодня), а миллионы активных пользователей в день и полноценно реализовать концептуальное видение Web3, принадлежащего и контролируемого пользователями.
Цель этой статьи — помочь разработчикам, исследователям, предпринимателям и всем, кто стремится к децентрализованному будущему, понять эту смену парадигмы в блокчейн сетях.
Трудности и ограничения
Сначала мы рассмотрим трудности и ограничения, которые почувствовала индустрия с ростом популярности криптоэкономики. А затем используем их для сравнения блокчейн-платформ третьего поколения.
Эти трудности не только сдерживают массовое внедрение децентрализованных сетей, но и вынуждают существующих пользователей продолжать полагаться на централизованные биржи и размещенные кошельки. Нетехническим специалистам слишком сложно регулярно использовать действительно децентрализованные приложения. С другой стороны, существующие пользователи продолжают использовать Ethereum и Bitcoin, потому что не знают об этих проблемах; компании и инвесторы продолжают использовать их, потому что хотят быть там, где есть ликвидность; а ранние участники защищают эти сети, потому что у них большие доли. Но возможен и другой мир.
В то время как новая версия Ethereum направлена на устранение проблем роста, а её промежуточные решения Уровня_2 в настоящее время пытаются удовлетворить постоянно растущий спрос, новое поколение платформ Cosmos, Polkadot, Avalanche, обещают по-настоящему децентрализованный интернет. Но сначала мы рассмотрим новую версию Ethereum.
Новая версия Ethereum как экосистема EVM
С момента своего создания новая версия Ethereum менялась, перенимая механизмы из научных исследований, а также из изобретённых новых блокчейн-платформ. В новой версии Ethereum будет использоваться Доказательство-Доли (proof-of-stake), сеть будет разделена на синхронизированные осколки (shards) с целью увеличения общей пропускной способности. Подтверждающие, работающие на одной и той же виртуальной машине Ethereum (EVM), будут назначаться на разные shard (осколки) сети, производить блоки, накапливать различные данные об активности пользователей и синхронизироваться друг с другом с помощью релейной цепочки под названием Beacon. Однако попытка синхронизировать все shards (осколки) означает попытку достичь полной репликации, то есть иметь согласованную копию базы данных на всех узлах. Это проблематично, поскольку смысл расщепления (sharding) в распределенных вычислениях заключается в том, чтобы добиться масштабирования, не реплицируя все данные в общей сети. В синхронной модели или однородной топологии сети, когда один shard — например, популярный shard DeFi — будет использоваться гораздо чаще других, он начнет испытывать те же проблемы со скоростью, стоимостью и масштабированием. Кроме того, возникает новая проблема эффективной синхронизации данных между shards.
В то время как переход Ethereum на новую версию, как говорят, будет полностью завершен через год или около того, были запущены так называемые решения Уровня_2 — свертки (чаще используется слово — rollup, роллап) (Optimistic, zkSync), плазмы (plasma) и каналы состояния (state channel) — для обеспечения эффективности и скорости растущего спроса на Ethereum. Дилемма заключается в том, что модели доверия Уровня_2 имеют либо промежуточных центральных операторов, что снижает децентрализацию и устойчивость к цензуре, либо множество стимулированных операторов (например, Polygon построен на Tendermint и работает на нескольких Подтверждающих, Matter Labs стремится к сети Подтверждающих с zkSync), что сродни тому, чтобы быть еще одним децентрализованным блокчейном со своим собственным токеном (например, MATIC) и в конечном итоге конкурировать с Первым Уровнем. Следовательно, эти архитектуры с одной цепочкой столкнутся с той же проблемой стоимости транзакций по мере того, как к ним будет присоединяться все больше пользователей.
Модульная конструкция блокчейна
Недавно Ethereum принял новую стратегию, названную rollup-центричной дорожной картой, которая позиционирует Ethereum как Уровень_1 для доступности данных и проекты Уровня_2 для вычислений. Другими словами, Ethereum хочет стать базовым уровнем, гарантирующим доступность данных и обеспечивающий безопасность rollup. В результате Ethereum принимает концепцию EVM-блокчейна для вычислений, независимо от того, доминирует ли один rollup или сосуществуют несколько rollup (см. статью Виталика Бутерина «Эндшпиль»). Фактически, эта стратегия вписывается в развивающуюся модульную конструкцию блокчейна, где блокчейн может передавать доступность данных или исполнение другим блокчейнам. Обобщенная модель для этой стратегии разработана компаниями Celestia и EigenLayr. Более того, новая стратегия Ethereum напоминает модели совместной безопасности, уже используемые в Polkadot и Avalanche.
С другой стороны, поскольку Cosmos, Polkadot, Avalanche имеют мосты к Ethereum по крайней мере на одной из своих EVM-совместимых цепочек, их иногда помещают в «Уровня_2», но эти проекты часто называют себя Уровнем_0, поскольку они предоставляют инфраструктуру для создания взаимосвязанных блокчейнов Уровня_1.
Cosmos, Polkadot, Avalanche
Cosmos, Polkadot, Avalanche нацелены на горизонтальное масштабирование с помощью асинхронной гетерогенной сетевой модели, где блокчейны для конкретных приложений имеют различные виртуальные машины и при необходимости могут взаимодействовать с другими цепочками. Эти инфраструктурные платформы предоставляют возможности для создания собственных блокчейнов, что позволяет значительно расширить возможности при проектировании децентрализованных приложений и разработки новых активов. Запуск проекта как собственной цепочки вместо набора смарт-контрактов имеет три фундаментальных преимущества:
- Изоляция производительности: изоляция вашей сети от других сетей гарантирует, что на работу ваших пользователей не повлияет несвязанная высокая активность в сети, поэтому она обеспечивает более высокую производительность, и вы можете подключаться к другим сетям, когда это необходимо.
- Предсказуемая и настраиваемая плата: плата во всеобщей сети не находится под вашим контролем. Высокая активность некоторых приложений в сети может увеличить плату, которая будет произвольной для вашего приложения. Наличие настраиваемой структуры платы позволяет вам иметь предсказуемую плату и устраняет инфраструктуру между приложениями и их пользователями. Вам не нужны ATOM, DOT или AVAX, чтобы использовать специфические для приложения цепочки. Отсутствие необходимости заставлять пользователей использовать инфраструктурный токен для оплаты услуг имеет решающее значение для массового внедрения.
- Настраиваемые Подтверждающие: Настраиваемые правила и требования к Подтверждающим ориентируют вашу цепочку на специфические потребности конкретного домена. Подтверждающие вашей сети могут соответствовать требованиям определенных юрисдикций (например, ЦФА в РФ, GDPR в ЕС), иметь высокие требования к производительности оборудования или иметь определенные доказательства для получения статуса Подтверждающего.
Эти сети нового поколения также имеют мосты к Ethereum и к Bitcoin, а мосты друг к другу находятся в стадии разработки, чтобы полностью реализовать видение блокчейнового междусетья.
Cosmos, Polkadot, Avalanche имеют существенные различия на уровне протокола (например, механизм консенсуса, топология экономической безопасности), которые влияют на характеристики платформы (например, межцепочное взаимодействие, экономику токенов, типы возможных приложений) и способы масштабирования сетей (например, участие подтверждающего, присвоение долей). Приведенное ниже сравнение призвано помочь разработчикам, предпринимателям, исследователям и всем, кто рассматривает вопросы создания инфраструктур нового поколения. Это сравнение поможет понять различия между этими архитектурами и понять компромиссы, на которые пошли разработчики.
⛓ Механизм консенсуса
Безопасная и последовательная репликация состояния базы данных в открытой сети достигается с помощью механизма консенсуса. При этом сеть должна оставаться отказоустойчивой несмотря на недостоверную информацию или действия злоумышленников. Практическая Византийская Отказоустойчивость (PBFT), используемая в Cosmos и Polkadot, требует, чтобы все участвующие узлы общались друг с другом, поэтому сеть соглашается с проверяемым состоянием с абсолютной уверенностью. Такая сеть имеет низкую задержку и быстрое завершение, но не может расти на большое количество участников (подтверждающих блоки) в глобальной сети, поскольку нагрузка на каждый подтверждающий узел возрастает экспоненциально по мере увеличения объема работы по проверке. Bitcoin ввел механизм консенсуса по самой длинной цепочке (консенсус Накамото), который обеспечивает вероятностную окончательность и астрономически низкую частоту ошибок. Он позволяет создать надежную и растущую со временем сеть, но он при этом она будет очень медленной.
⚡️ Допуск проверяющего
Для обеспечения возможности участия в консенсусе открытой сети и предотвращения использования нескольких идентификаторов одним и тем же лицом (Атака Сивиллы) используется механизм Доказательство-Работы (proof-of-work) или Доказательство-Доли (proof-of-stake). Как и все новые проекты, Cosmos, Polkadot, Avalanche используют Доказательство-Доли (proof-of-stake) из-за его энергоэффективности и возможности обеспечить большую управленческую гибкость при проектирования. В этих сетях также есть проекты, реализующие более легкий механизм Доказательство-Доли (proof-of-work) для справедливого распределения монет.
⏳ Задержка транзакции
Общий объем вычислительной работы в секунду, которую может обработать сеть, зависит от сложности виртуальной машины и функций времени выполнения, используемых в сети. Cosmos, Polkadot и Avalanche создают специализированные асинхронные блокчейн сети, поэтому в конечном итоге их сеть в целом не имеет ограничений по пропускной способности. Что действительно важно, так это то, насколько эти сети могут расти, и их выбор межцепочной экономической безопасности имеет значение.
💸 Плата за транзакции
По мере роста активности в общей сети увеличивается плата за транзакции. Cosmos, Polkadot, Avalanche создают специализированные сети, где каждая цепочка имеет свой собственный механизм оплаты транзакций, основанный на росте их состояния.
🕸 Уровень децентрализации
Приведенные ниже цифры относятся к 17 марта 2022 года.
Децентрализация также является функцией от доли Подтверждающего и концентрации вознаграждения (вознаграждения, взвешенного на основе доли), которая обычно следует распределению с длинным хвостом — немногие Подтверждающие имеют наибольшую долю, в то время как многие Подтверждающие имеют малую долю. Справедливое распределение доли все еще остается открытой проблемой для блокчейн-платформ, и каждый проект пытается достичь справедливости по-своему. Например, Polkadot может иметь ограниченный набор активных Подтверждающих из-за консенсуса на основе PBFT, но эти активные Подтверждающие получают равное вознаграждение благодаря методу выборов Phragmén. Avalanche может иметь неограниченное число активных Подтверждающих благодаря новому механизму консенсуса, а средний вес Подтверждающего постепенно снижается, повышая уровень децентрализации.
🌐 Топология межцепочной сети
Мост между блокчейнами с раздельными уровнями безопасности без какого-либо механизма разделения безопасности, как в нынешней архитектуре Cosmos, не сильно отличается от моста между любыми цепочками в целом. Таким образом, без общих гарантий окончательности межцепочное взаимодействие имеет различный уровень риска. Унаследованная модель безопасности Polkadot позволяет обобщить гарантии окончательности, и под этим зонтиком парацепочки могут безопасно передавать друг другу произвольные данные. Модель перекрывающейся сети подтверждающих Avalanche в настоящее время позволяет обмениваться безопасностью между цепочками в основной сети, а вскоре и между цепочками в разных подсетях напрямую, без необходимости в мосте. Таким образом, чем больше подсетей имеют перекрывающих их Подтверждающих (которые имеют общие интересы в обеих подсетях), тем более высокие гарантии безопасности может иметь их связь. В целом, перекрывающиеся подтверждающие между различными цепочками (подобно объединенному майнингу в proof-of-work) могут обеспечить более безопасную межцепочечную связь.
🏛 Управление
- Cosmos имеет внутрицепочечный механизм для изменения параметров консенсуса и координации средств.
- Вся логика работы Polkadot хранится на цепи в виде двоичного файла WebAssembly (WASM), что позволяет беспроблемное обновление времени исполнения, то есть решения принимаются автономно по результатам референдума, не полагаясь на разработчиков или подтверждающих. Модули управления включают в себя голосование с взвешиванием маркеров, ротацию советов, голосование с блокировкой токенов по времени, адаптивные механизмы смещения кворума.
- Avalanche имеет определенные параметры, которые могут быть улучшены путем голосования на цепочке. Механизм расширенного управления, основанный на уникальном консенсусе, находится в стадии разработки.
🛠 Инструменты разработки
Все блокчейны в своей основе имеют следующие компоненты: базу данных, одноранговую сеть, механизм консенсуса, механизм обработки транзакций и функции смены состояния (время выполнения или виртуальная машина). Cosmos, Polkadot, Avalanche предоставляют эти компоненты и позволяют разработчикам создавать свои собственные функции смены состояния.