Доты бородинского поля

Дота

В зоне СВО для борьбы с дронами и для работы по наземным целям успешно используют корабельные зенитные установки 2М-3М.

Автоматические пушки М-110 установок 2М-3М калибра 25-мм начали ставить на небольшие корабли и катера еще в пятидесятые годы ХХ века. То есть орудия не новые, но, как оказалось, сохранившие боевое могущество. К сегодняшнему дню большинство из тех кораблей, на которых имеются зенитные установки 2М-3М, уже выведены из состава ВМФ. И военные поступили разумно. По согласованию с командованием Черноморского флота бронированные башни с установленными в них пушками стали снимать со старых кораблей и устанавливать на гусеничные или колесные шасси. Если судить по фотографиям в Сети, то наиболее часто в качестве сухопутной мобильной базы используются тягачи МТ-ЛБ.

Артиллерийская установка 2М-3М была разработана в начале 1950-х годов. Скорострельность двух 25-мм автоматов М-110 — 270-300 выстрелов в минуту на ствол. Дальность поражения наземных целей — до 3 км, по высоте — 2,8 км. Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее. Лента металлическая рассыпная, размещается в круглом магазине емкостью 65 патронов. В качестве боеприпасов использовались 25-мм унитарные выстрелы с осколочно-зажигательно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами.

Малокалиберная артиллерия не ушла в прошлое, она эффективна и в войсках востребована. В зоне СВО активно применяют 23-мм, 25-мм и 30-мм пушки

Артиллерийскую систему разрабатывали под руководством конструктора А.Э. Нудельмана. Производство 25-мм спаренной автоматической корабельной артиллерийской установки 2М-3М продолжалось до 1984 года.

Этими зенитными автоматами в ВМФ СССР были вооружены корабли, суда и катера более чем 30 проектов, среди которых были даже подводные лодки. В основном их ставили на торпедные катера, тральщики, десантные корабли и вспомогательные суда.

Новости:  Как включить читы в лобби Dota 2 — Все команды для практики с ботами

Установки 2М-3М длительное время являлись основными средствами самообороны и ПВО кораблей и судов ВМФ СССР, и в настоящее время продолжают состоять на вооружении кораблей ВМФ России.

Характеристики корабельной зенитной установки позволили использовать ее и в сухопутном варианте. Оказалось, что мощность «морского» снаряда калибра 25-мм приближается к калибру 30-мм, который очень хорошо показал себя в спецоперации. К тому же у 2М-3М отличная баллистика, а значит, и точность попадания по выбранной цели. Насколько известно, этими орудиями уже уничтожено несколько опорных пунктов врага и сбито несколько крупных беспилотников.

Одно из самых перспективных направлений — использование 2М-3М в качестве подвижных ДОТов (долговременных огневых точек). Дело в том, что корабельная зенитка имеет высокую бронированную башню. Если тягач МТ-ЛБ с установленной на нем артсистемой 2М-3М укрывать в заранее подготовленном месте с защитной и маскирующей обваловкой, он становится огневой точкой. Скорострельные пушки надежно прикроют наши позиции.

Позиционный характер нынешних боев в зоне СВО как раз и требует наличия на линиях соприкосновения мобильных и защищенных ДОТов. Они смогут закреплять занятые позиции и следовать за наступающими войсками во второй линии, сразу закрывая угрожаемые для контратак и обходных маневров противника участки.

Фактически войска получают универсальное огневое средство второй линии. Тем более что снарядов калибра 25-мм во флотских арсеналах хранится в избытке.

В зоне СВО также активно применяются и другие малокалиберные пушки. Например, спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2. По летательным аппаратам ее почти не применяют. Зато она оказалась очень эффективной при поражении наземных целей. Наиболее массово в боевых условиях применяется 30-мм пушка 2А42 и ее модификации.

Ход СВО показал, что время малокалиберной артиллерии не ушло в прошлое. Она эффективна и в войсках востребована.

Не следует путать с СУ-152.

ИСУ-152
ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны, Киев, Украина

ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны, Киев, Украина
ИСУ-152
Боевая масса, т 46,0
Экипаж, чел. 5
История
Производитель ОАО «Кировский завод»
Годы разработки 1943
Годы производства 1943—1947
Годы эксплуатации 19431981— снята с вооружения 921-го артиллерийского полка 55-й дивизии морской пехоты КТОФ, но использовалась в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году
Количество выпущенных, шт.
Размеры
Длина корпуса, мм
Длина с пушкой вперёд, мм 9050
Ширина, мм
Высота, мм
База, мм 4310
Колея, мм 2420
Клиренс, мм
Бронирование
Тип брони катаная
Лоб корпуса (верх), 60/78°
Лоб корпуса (низ), 90/−30°
Борт корпуса (верх), 75/15°
Борт корпуса (низ), 90/0°
Корма корпуса (верх), 60/49°
Корма корпуса (низ), 60/−41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, 90/30°
Маска орудия, 100
Борт рубки, 75/15°
Корма рубки, 60/0°
Крыша рубки, 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг.
Длина ствола, калибров 28
Боекомплект пушки ИСУ-152: 21
ИСУ-152М: 20
ИСУ-152К: 30
Углы ВН, град. −3…+20
Углы ГН, град. −3..+7
Дальность стрельбы, км до 13
Прицелы СТ-10, Панорама Герца
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК
Подвижность
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный
Мощность двигателя, 520
Скорость по шоссе, 40
Скорость по пересечённой местности, 15—20
Запас хода по шоссе, км 350—500
Запас хода по пересечённой местности, км 140—300
Удельная мощность, 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, 0,82
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3
Логотип Викисклада
 Медиафайлы на Викискладе

ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Весной 1945 к производству подключился Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), собравший некоторое количество машин до 1947 года. Внешне ленинградские САУ отличались неподвижной бронировкой орудия — она не имела характерных рёбер по краям, боковины были более дутыми. На части машин она крепилась болтами снаружи, а не изнутри. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны, практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.

В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Шестидневной войне в виде неподвижных огневых точек, закопанных в песок по надгусеничные полки. В Египет поставлялись немодернизированные варианты, однако на них была установлена система ПНВ с ИК-прожектором, смонтированном попарно с фарой в защитной корзине слева от орудия. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской Армии и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.

Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (с нем. «консервный нож»).

Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода № 100 в Челябинске в связи с окончательным решением о замене в производстве тяжёлого танка КВ-1с новым перспективным танком ИС-1.
Однако, на базе танка КВ выпускалось тяжёлое штурмовое орудие СУ-152, потребность в котором действующей армии была чрезвычайно высока (в отличие от потребности в тяжёлых танках КВ). Отличные боевые качества СУ-152 послужили основанием для создания её аналога на базе танка ИС-1.

Разработка ИСУ-152 велась под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного разработчика всей советской линейки тяжёлых танков. Главным конструктором ИСУ-152 был Г. Н. Москвин. На ранних стадиях проект новой САУ обозначался как ИС-152. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». Он успешно прошёл заводские и государственные испытания; 6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны № ГОКО-4504сс новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на ЧКЗ. В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.

Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ).

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины. Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.

Планируемая замена тяжёлого танка КВ-1с перспективным танком прорыва ИС-85 потребовала и перевода СУ-152 на перспективную базу. Но этим работы над совершенствованием САУ не ограничивались. Ещё до боевого дебюта СУ-152 у неё был выявлен ряд серьёзных недостатков. В этой связи, 25 мая 1943 года распоряжением по заводу № 100 конструкторская группа самоходной артиллерии приступила к модернизации машины. Группу возглавляли Г. Н. Москвин и прикомандированный к ней Н. В. Курин, имеющий большой опыт в создании самоходных артиллерийских установок. Совместно с заказчиком были выработаны расширенные тактико-технические требования на модернизированный образец тяжёлой САУ, который на тот момент в документах обозначался как СУ-152-М. Согласно первоисточникам они включали в себя следующее:

Разработка тяжёлого самохода СУ-152-М ведётся на замену самохода КВ-14.

1) для самохода использовать шасси и МТО танка «Объект 237»;
2) основное вооружение сохранить в виде 152-мм самоходной пушки МЛ-20С обр. 1942 г., имеющей внутреннюю баллистику гаубицы-пушки указанного калибра обр. 37 г.;
3) необходимо дополнить пушечное вооружение тяжёлого самохода оборонительным пулемётом кругового обстрела калибра 7,62-мм или зенитным пулемётом калибра 12,7-мм;
4) увеличить толщину брони лобового листа корпуса до 90—100 мм;
5) обзорность увеличить применением нескольких смотровых приборов типа Mk-IV на поворотном основании;
6) улучшить вентиляцию боевого отделения введением дополнительного вентилятора или предусмотреть продувку ствола орудия после выстрела[1]

Завершение проекта планировалось к 1 июля 1943 года, но группа справилась с заданием раньше срока, в конце июня была начата постройка опытного образца, под названием ИС-152.

САУ: СУ-152 ИСУ-152
Базовый танк: КВ-1с ИС-1, ИС-2
Масса, т 45-45,5 45,5-46,0
Длина корпуса, мм 6750 6770
Длина с пушкой, мм 8950 9050-9180
Ширина, мм 3250 3070
Высота, мм 2450 2480
Клиренс, мм 440 460-470
Элементы бронирования: толщина, мм/уклон, градусы толщина, мм/уклон, градусы
Лоб корпуса (верх) 60/70° 90/60°
Лоб корпуса (низ) 60/30 90/30°
Борт корпуса (верх) 60/0° 75/15°
Борт корпуса (низ) 60/0° 90/0°
Корма корпуса (верх) 60/?° 60/49°
Корма корпуса (низ) 60/0° 60/41°
Днище, впереди (сзади) 30(20) 20
Крыша корпуса 30 30
Лоб рубки 75/30° 90/30°
Скула рубки 60/25° 75/15°
Борт рубки 60/25° 75/15°; (60/15°)
Корма рубки 60/10° 60/0°
Крыша рубки 20 30
Маска орудия 60-65 100; (120)
Боекомплект пушки, штук 20 21
Углы ВН −5°/ +18° −3°/ +20°
Углы ГН 12° 10°
Прицелы: телескопический СТ-10, + панорама Герца телескопический СТ-10, + панорама Герца
Марка двигателя Дизель-мотор: В-2К Дизель-мотор: В-2-ИС
Мощность двигателя максимальная, л. с. 600 520
Мощность двигателя номинальная, л. с. 550 ..
Мощность двигателя эксплуатационная, л.с 500 ..
Удельная мощность, л. с./т 13,2 11,3-11,4
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81-0,85 0,81-0,82
Скорость по шоссе максимальная, км/ч 43 35
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30 10-15
Запас хода по шоссе, км 165-330 220
Запас хода по пересечённой местности, км 165 140; (145—200)
Преодолеваемый подъём 36° 36°
Преодолеваемая стенка, м 1,2 1,9
Преодолеваемый ров, м 2,5 2,5
Преодолеваемый брод, м 0,9 1,3-1,5

6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины.
Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ).
В связи с нехваткой стволов гаубиц-пушек МЛ-20С с апреля 1944 года начался серийный выпуск САУ ИСУ-122, отличавшихся от ИСУ-152 только установленной артиллерийской системой (соответственно прицелом, боекомплектом и тенденциями в боевом применении) — вместо МЛ-20С в бронекорпус монтировались 121,92-мм пушки А-19С, которые в то время находились в избытке на складах вооружений.
Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.
В конце 1944 года на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК. С января 1945 года уже все установки выпускались с этими пулемётами.

Производство ИСУ-152 (по данным Военной приёмки)
Год Производитель январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего
1943 ЧКЗ (Челябинск) 5 30 35
1944 ЧКЗ (Челябинск) 50 75 175 130 135 130 135 100 100 100 100 110 1340
1945 ЧКЗ (Челябинск) 110 100 100 95 95 95 100 80 75 85 100 65 1100
ЛКЗ (Ленинград) 5 5 5 10 10 15 15 15 20 100
Всего в 1945 110 100 100 100 100 100 110 90 90 100 115 85 1200
1946 ЛКЗ (Ленинград) 200
1947 ЛКЗ (Ленинград) 50
Итого 2825
ИСУ-152 в музее бронетанковой техники, Кубинка

ИСУ-152 имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Экипаж ИСУ-152: 1 — механик-водитель; 2 — командир; 3 — наводчик; 4 — замковый; 5 — заряжающий.

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. На машинах первых серий лобовая часть корпуса представляла собой броневую отливку; впоследствии, по мере наличия более стойкой катаной брони, конструкцию лобовой части корпуса заменили на сварную. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. По сравнению с предыдущей моделью САУ того же класса и назначения — СУ-152, — бронекорпус ИСУ-152 отличался несколько большей высотой (поскольку он не обладал такой глубокой посадкой, как у машин серии КВ) и бо́льшим объёмом броневой рубки за счёт уменьшения углов наклона скуловых и бортовых бронеплит. Связанное с этим некоторое уменьшение защищённости было компенсировано утолщением брони этих частей рубки. По сравнению с СУ-152 больший объём рубки обеспечивал лучшие условия работы экипажа. Основное вооружение — 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалось в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской, которая также выполняла функции уравновешивающего элемента.

Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки и через круглый люк справа от орудия. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины. Люк аварийного покидания экипажа, имевший круглую форму, располагался по левой стороне корпуса за вторым торсионом. «Мелкие лючки» располагались следующим образом: лючки для доступа к элементам трансмиссии: за первым торсионом справа, за третьим торсионом справа, 2 лючка слева за четвёртым торсионом, по двум сторона борта за пятым торсионом, у правой звёздочки. Лючок для заливки масла в элементы трансмиссии — за 3 торсионом слева по ходу. Люк для погрузки боеприпасов располагался на левом борту ИСУ-152 за третьим поддерживающим катком на уровне грязеочистителя. На ИСУ-152К устанавливалась фигурная (с вырезами) 20 мм бронепластина на днище перед звёздочками.

ИСУ-152 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Основным вооружением ИСУ-152 являлась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг. (Индекс ГРАУ — 52-ПС-544С). Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела — 800—900 м по цели высотой 2,5—3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3800 м, наибольшая дальность стрельбы — 6200 м. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки. По сравнению с ассортиментом боеприпасов буксируемых орудий МЛ-20, боекомплект ИСУ-152 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:

  • бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд 53-БР-540 массой 48,8 кг, начальная скорость 600 м/с;
  • осколочно-фугасный пушечный снаряд 53-ОФ-540 массой 43,56 кг, начальная скорость 655 м/с на полном заряде.

Вместо бронебойно-трассирующих снарядов 53-БР-540 могли применяться бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником 53-БР-540Б (с начала 1945 года).

Для разрушения железобетонных ДОТов в боекомплект мог вводиться бетонобойный пушечный снаряд 53-Г-545. Номенклатура метательных зарядов также была существенно уменьшена — она включала в себя специальный заряд 54-Ж-545Б под бронебойный снаряд и полный заряд 54-ЖН-545 под осколочно-фугасный снаряд. В принципе, гаубица-пушка МЛ-20С могла стрелять всеми типами снарядов и зарядов от своего буксируемого варианта МЛ-20. Однако в наставлениях и таблицах стрельбы для ИСУ-152 времён Великой Отечественной войны значатся только указанные выше боеприпасы. Это не исключает возможности стрельбы другими типами боеприпасов в то время, но документальных подтверждений такой стрельбы в виде тогдашних отчётов, наставлений и нормативных документов нет. Этот момент составляет пока ещё не до конца исследованный вопрос и часто становится причиной споров на военно-тематических форумах. С другой стороны, в послевоенное время, когда акцент использования ИСУ-152 сместился от штурмового орудия в сторону самоходной гаубицы, возможность стрельбы всем ассортиментом боеприпасов от буксируемой МЛ-20 становится существенно более вероятной.

С начала 1945 года на ИСУ-152 устанавливался крупнокалиберный зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК с открытым или зенитным прицелом К-8Т на турельной установке на правом круглом люке командира машины. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов.

Номенклатура боеприпасов[6][7][8][9]
Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса , кг Масса выстрела, кг Начальная скорость снаряда,
м/с[сн 1]
Максимальная дальность стрельбы, км
Кумулятивные
3ВБП2 53-БП-540 4Ж6 27,67 5,6 41 680 3
Бронебойные
53-ВБР-545 53-БР-540 54-Ж-545Б 48,8 0,66 64 600 4
53-ВБР-545Б 53-БР-540Б 54-Ж-545Б 46,5 0,48 64 600 4
Осколочные
53-ВО-545А 53-О-530А 54-ЖН-545 40 5,31 56 670 11,8
53-ВО-545АУ 53-О-530А 54-ЖН-545У 40 5,31 52 441 7,8
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-545Г 53-ОФ-530 54-ЖН-545 40 5,83 56 670 11,8
53-ВОФ-545ГУ 53-ОФ-530 54-ЖН-545У 40 5,83 52 441 7,8
53-ВОФ-545 53-ОФ-540 54-ЖН-545 43,56 5,86 60 655 12,8
53-ВОФ-545У 53-ОФ-540 54-ЖН-545У 43,56 5,86 55 425 7,8

ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 со всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Самоходка также оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя.

САУ ИСУ-152 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
  • четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
  • два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
  • два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические. По сравнению с предыдущей моделью тяжёлой САУ СУ-152, новым элементом трансмиссии являлись планетарные механизмы поворота. Применение этого узла позволило поднять общую надёжность трансмиссии в целом, которая как раз была самым существенным недостатком танков серии КВ и машин на его базе.

ИСУ-152 в израильском музее бронетанковых войск Yad la-Shiryon (Латрун), вид сзади справа. Хорошо видны элементы ходовой части машины

Подвеска у ИСУ-152 индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту; эти катки были заимствованы от конструкции самоходной установки СУ-152. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм. Траки могли различаться наличием отверстия облегчения яйцеобразной формы по середине гребня каждого трака (данные траки устанавливались на военные машины поздних серий, этот тип был характерен и для ИС-3).

Электропроводка в САУ ИСУ-152 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор П-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

  • наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
  • наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
  • контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
  • электроспуск гаубицы-пушки;
  • средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
  • электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.

Все люки для входа и высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 3 штуки). Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите рубки слева от орудия. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня ИСУ-152 оснащались двумя орудийными прицелами — телескопическим СТ-10 для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопический прицел СТ-10 был градуирован на прицельную стрельбу на расстоянии до 900 м. Однако дальность выстрела гаубицы-пушки МЛ-20С составляла до 13 км, и для стрельбы на расстояние свыше 900 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать второй, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый люк в крыше рубки панорамный прицел комплектовался специальным удлинителем. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.

Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р (или 10РК) и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

  • ИСУ-152 на базе танка ИС 1943 года выпуска имела цельно литую, монолитную лобовую часть корпуса;
  • ИСУ-152 на базе танка ИС 1944 года выпуска имела лобовую часть корпуса, сваренную из двух катаных бронеплит. Этот вариант самоходки отличался увеличенной толщиной бронемаски орудия, с 60 до 90 мм, и более вместительными топливными баками.

С начала 1945 года ИСУ-152 стали оснащаться 12,7-мм зенитным пулемётом ДШК. Ряд ранее выпущенных машин также получил этот пулемёт в ходе ремонта.

Высокие боевые и эксплуатационные качества ИСУ-152, а также некоторая стагнация в развитии советской ствольной самоходной артиллерии в конце 1950-х годов (сказывалось увлечение руководства армии и страны ракетной техникой) привели к решению произвести модернизацию оставшихся в строю машин этой марки. Модернизация проводилась по двум направлениям:

  • ИСУ-152М (прототип имел обозначение Объект 241М);
  • ИСУ-152К (прототип имел обозначение Объект 241К).

В программу обеих послевоенных модернизаций ИСУ-152 входили:

  • установка прибора ночного видения и инфракрасного прожектора;
  • замена двигателя В-2ИС на более современный В-54;
  • увеличение боекомплекта с 20 до 30 выстрелов;
  • замена прицелов и телекоммуникационного оборудования (радиостанция и переговорное устройство) на более современные.

На модернизированные машины устанавливались гусеничные подкрылки по образцу танка ИС-2М, дополнительные топливные баки и бревно для самовытаскивания в корме машины. Поэтому по своему внешнему виду модернизированные ИСУ-152М и ИСУ-152К заметно отличались от исходного варианта самоходки.

Штабная машина на базе ИСУ в израильском музее Yad la-Shiryon

После окончания Великой Отечественной войны шасси ИСУ-152 (а также ИСУ-122) послужило базой в процессе разработки самоходных артиллерийских систем большой и особой мощности, пусковых установок тактических ракет. Разоружённые ИСУ-152 и ИСУ-122 с заваренной орудийной амбразурой в лобовом листе рубки, под названием ИСУ-Т использовались как танковые тягачи, штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты. Некоторое количество таких машин было передано гражданским ведомствам для использования в качестве тягачей или транспортов в труднопроходимой местности. На железных дорогах СССР небольшое количество разоружённых ИСУ-152 использовались, и используются, в восстановительных поездах в качестве кантователей или тягачей при аварийных ситуациях. Имеются даже неподтверждённые сведения о наличии нескольких таких машин в инвентарном парке ОАО «РЖД».

Пусковая установка 2П19 ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» на базе ИСУ-152К в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Также на базе ИСУ-152 были созданы экспериментальные машины известные, как ИСУ-152БМ (большой мощности)

  • ИСУ-152-1 (объект 246) c пушкой БЛ-8,
  • ИСУ-152-2 (объект 247) c пушкой БЛ-10.

В Финляндии на базе захваченной ИСУ-152 (с бортовым номером 1212) была создана БРЭМ. С машины демонтировали вооружении и установили буксировочное оборудование.

ИСУ-152 в целом удачно сочетала в себе три главные боевые роли: созданное как тяжёлое штурмовое орудие, установка, тем не менее, применялась и как истребитель танков, а в редких случаях её могли использовать и как самоходную гаубицу.

Безвозвратные потери ИСУ-152 в 1944 году:

Отчёт БТ и МВ КА за 1944 год (ЦАМО РФ)
январь-февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего
0 19 29 2 39 49 72 23 118 3 15 369

Помимо Второй мировой войны, ИСУ-152 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года, где они ещё раз подтвердили свою огромную разрушительную мощь. Особенно эффективным было использование ИСУ-152 в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки» для уничтожения скрывавшихся в жилых домах Будапешта снайперов повстанцев, наносивших значительный урон советским войскам. Иной раз только наличия самоходки поблизости было достаточно, чтобы обитатели дома в страхе за свою жизнь и имущество выдворяли из него засевших там снайперов или бутылкометателей.

В арабо-израильских войнах ИСУ-152 использовались в основном, как стационарные огневые точки по берегам Суэцкого канала, и мало чем себя проявили в руках египетских войск. Некоторое количество этих машин было захвачено израильской армией.

Самоходки применялись для расчистки завалов и расстрела бетонных строений при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Брошенная ИСУ-152 на улице Будапешта, 1956 год

Основным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С имела мощный осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, снаряжённый 6 кг тротила (тринитротолуола, ТНТ). Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри.

ИСУ-152 были особо востребованы в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга. Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек, тогда как для обычной буксируемой артиллерии это было смертельно опасно из-за вражеского пулемётного и прицельного снайперского огня.

Чтобы уменьшить потери от огня «фаустников» (немецких солдат, вооружённых «панцершреками» или «фаустпатронами»), в городских боях ИСУ-152 использовались по одной-две самоходки вместе с пехотным отделением (штурмовой группой) для их защиты. Обычно штурмовая группа включала снайпера (или, как минимум, просто меткого стрелка), автоматчиков и иногда ранцевого огнемётчика. Крупнокалиберный пулемёт ДШК на ИСУ-152 был эффективным оружием для уничтожения «фаустников», скрывающихся на верхних этажах зданий, за завалами и баррикадами. Умелое взаимодействие между экипажами самоходок и приданными бойцами-пехотинцами позволяло достичь поставленных целей с наименьшими потерями; в противном случае атакующие машины могли быть очень легко уничтожены «фаустниками».

Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!

ИСУ-152 в израильском музее Yad la-Shiryon

ИСУ-152 могла также успешно выступать в роли истребителя танков, хотя существенно уступала специализированным истребителям танков, которые вооружались противотанковыми пушками. В этом качестве она унаследовала прозвище «Зверобой» от своей предшественницы СУ-152. Для поражения бронецелей предназначался бронебойный снаряд БР-540 массой 48,9 кг с начальной скоростью 600 м/с, попадание БР-540 в любую из проекций любого серийного танка вермахта было очень разрушительным, шанс уцелеть после него был ничтожно мал. Выдержать попадание такого снаряда могла в некоторых случаях только лобовая броня противотанковых САУ Ferdinand.

Уместно заметить, что ИСУ-152 не была настоящим истребителем танков; у неё был низкий темп стрельбы по сравнению с «настоящими» истребителями танков, такими как немецкая «Ягдпантера» или отечественная СУ-100 (их темп стрельбы достигал 5—8 выстрелов в минуту, хотя и на короткий промежуток времени). С другой стороны, тщательная маскировка, быстрая смена огневых позиций и использование ИСУ-152 группами по 4—5 машин частично компенсировали недостаток скорострельности. Кроме того, в 1944—1945 годах в Красной армии уже появилось достаточное количество специализированных истребителей танков типов СУ-85, СУ-100 и ИСУ-122, поэтому боевые столкновения ИСУ-152 с вражеской бронетехникой были уже не такими частыми, как у СУ-152 в 1943 году, когда последняя была единственным советским мощным противотанковым средством. ИСУ-152 старались больше использовать в качестве штурмового орудия, поскольку её огневая мощь существенно превосходила любые другие советские танки и САУ.

Яков Петрухин выбрал два очень удобных места для стрельбы, где каменные заборы прикрывали корпуса машин от неприятельских бронебойных снарядов.

С нашей стороны по всей восточной линии усилился огонь. «Эмчисты» старались не позволить гитлеровцам выйти на центральную площадь, заперев их в прилегающих к ней улицах, а также прикрыть выход самоходок на огневые позиции.

Как медленно тянется время, когда в схватке с врагом ждёшь решающей минуты, способной переломить ход боя. Вот он, долгожданный миг! Два громоподобных выстрела ударили по барабанным перепонкам, выбив стёкла в окнах рядом стоящих домов.

Стрельба ИСУ-152 с закрытых позиций также является предметом споров на военно-тематических форумах. По документам достоверно установлено два факта такого использования САУ, есть и фотография ведущей огонь ИСУ-152 с закрытых позиций с уложенными рядом с самоходкой боеприпасами. Ещё несколько свидетельств найдено в источниках мемуарного характера. Вполне вероятно, что помимо этих случаев такое практиковалось ещё не раз, поскольку фронтовые отчёты и фотодокументы содержат только часть сведений о боевом использовании машин. Однако их малое количество свидетельствует о том, что использование ИСУ-152 в качестве самоходной гаубицы в Великую Отечественную войну было редким явлением.

В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Отмеченные выше в разделе Боевое применение особенности и долгая служба машины в Советской армии служат этому дополнительным подтверждением.

Однако, помимо достоинств, ИСУ-152 имела и недостатки. Самым большим из них был малый возимый боекомплект в 21 выстрел. Более того, погрузка нового боекомплекта была трудоёмкой операцией, иной раз занимая более 40 минут. Это было следствием большой массы снарядов, как следствие, от заряжающего требовалась большая физическая сила и выносливость. Телескопический прицел СТ-10 был отградуирован на стрельбу на дистанции до 900 м, тогда как орудие позволяло вести стрельбу прямой наводкой на дистанции свыше 3,5 км. Поэтому при точной стрельбе на дальность свыше 900 м наводчик вынужден был использовать менее удобный панорамный прицел. Иным способом решения этой проблемы была концентрация огня нескольких самоходок в желаемую точку. Недостаточная точность компенсировалась огневой мощью. Попадание осколочно-фугасного снаряда в близкую окрестность сильнобронированной цели зачастую выводило её из строя даже без пробития брони (взрывной волной и осколками повреждались орудие, ходовая часть, прицельные приспособления цели). Стрельба мощными осколочно-фугасными снарядами по бронецелям была вполне обычным явлением, поскольку в боекомплекте 13 выстрелов из 20 были именно осколочно-фугасными. Остальные 7 были бетоно- или бронебойными.

ИСУ-152 вместе с СУ-152 и ИСУ-122 использовались в отдельных тяжёлых самоходно-артиллерийских полках (ОТСАП). С мая 1943 года по 1945 год таких частей было сформировано 53 полка.

Каждый ОТСАП имел 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс САУ командира полка. Командир полка обычно имел звание полковника или подполковника, командиры батарей — звание капитана или старшего лейтенанта. Командиры самоходок и механики-водители, как правило, были лейтенантами или младшими лейтенантами. Остальные члены экипажа по штатному расписанию были сержантского или рядового состава. ОТСАП обычно имел в своём составе несколько небронированных машин обеспечения и поддержки — грузовиков, джипов или мотоциклов.

Начиная с декабря 1944 года начали формироваться гвардейские тяжёлые самоходно-артиллерийские бригады для обеспечения тяжёлой огневой поддержки танковых армий. Их организация была заимствована у танковых бригад, количество машин в обоих случаях было одинаковым — 65 самоходок или танков соответственно.

За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП были удостоены их почётных наименований, а ещё три полка были награждены орденом Боевого Красного Знамени.

ИСУ-152 в Бронетанковом музее в Кубинке
ИСУ-152 в городе Челябинск, ЧТЗ сад Победы

Многие ИСУ-152 пережили Великую Отечественную войну и стали экспонатами музеев или самоходками-памятниками. ИСУ-152 присутствует в экспозициях:

Самоходки-памятники ИСУ-152 находятся во многих городах СНГ и воинских частях Российской армии:

Вне стран бывшего СССР ИСУ-152 представлена в музеях Польши, Финляндии и Израиля.

  • Музей Израильских танковых войск в Латруне
  • пгт. Уланов, Винницкая область, Украина
Сборная окрашенная модель САУ ИСУ-152 фирмы «Звезда» в масштабе 1:35
  • Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). —  — ISBN 978-5-699-20527-1.
  • Смирнов Г. «Пушки с высшим образованием» // Рассказы об оружии. — М. : Детская литература, 1976. — С. 91—95. — 158 с. : ил. —
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — С. 48. — ISBN 5-94038-080-8.
  • Карпенко А. В. Тяжёлые советские САУ //Танкомастер № 4. — 2001.
  • Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск). — 2004.
  • Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Советские тяжёлые послевоенные танки // Бронеколлекция № 3 (6). — 1996.
  • Барятинский М. Самоходки. В одном строю с танками // М., Коллекция, Яуза, ЭСКМО, 2007.
  • Самоходные артиллерийские установки ИСУ-152М и ИСУ-152К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1973. — 504 с.
  1. Солдатское прозвище танка M4 «Шерман» (от индекса M4).
  2. Атаку вражеских «Пантер» при поддержке автоматчиков.
  3. Английская САУ Bishop имела максимальный угол возвышения своего орудия в 15°, но использовалась только, как самоходная гаубица. Поэтому малый угол возвышения не являлся препятствием для использования САУ и танков для стрельбы с закрытых позиций.
  4. По воспоминаниям Д. Ф. Лозы, ещё в Великую Отечественную войну ИСУ-152 очень серьёзно сдерживали на марше быстроходные «Шерманы».
  1. На максимальном заряде.
  • Воскрешение ИСУ-152 — реальная история оживления «Зверобоя» Архивная копия от 20 сентября 2012 на Wayback Machine
  • Самоходные установки ИСУ-122 и ИСУ-152. The Russian Battlefield. Дата обращения: 17 октября 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
  • А. Солянкин и др. Самоходная установка ИСУ-152. Броне-сайт Чобитка Василия. Дата обращения: 30 ноября 2005. Архивировано 6 августа 2011 года.
  • А. Сорокин. Самоходная установка ИСУ-152. Броне-сайт Чобитка Василия. Дата обращения: 30 ноября 2005. Архивировано 6 августа 2011 года.
  • Фотографии ИСУ-152 в танковом музее, Кубинка Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback Machine
  • Фотографии ИСУ-152 в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде Архивная копия от 9 августа 2020 на Wayback Machine
  • Бронетехника Финляндии. Часть 1 Архивная копия от 12 февраля 2022 на Wayback Machine

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2020 года; проверки требуют 11 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Дот (значения).

ДОТ-4

Страна
Характеристики
Калибр, мм
Угол возвышения до +12°
Угол поворота 60°

ДОТ-4 (индекс ГАУ 52-Т-243ТП) — советская казематная артиллерийская установка.

Проект разработан в 1938 году ОКБ-43. В 1939 году принята на вооружение РККА. В конце того же года было начато производство на заводе № 8.

45-мм танковая пушка 20-К, спаренная с пулемётом ДС-39 на казематном лафете, снабженная оптическим прицелом КТ-1.

Ствол пушки размещался в шаровом закрытии амбразуры и перемещался в двух плоскостях, цапфы станка перемещались в горизонтальной плоскости на роликах по шаровой опоре на нижнем воротнике броневого короба. Вертикальное перемещение осуществлялось поворотом люльки. Справа от пушки было сидение наводчика, рядом с ним маховики, оптический прицел и нижний спуск, педали для орудия и пулемёта.

Броневой короб амбразуры состоял из двух частей. Внешняя, толщиной 40 мм, выполнялась ступенчатой, шаровое закрытие размерами 230 на 300 мм прижималось к основному посадочному месту внутренней бронеплитой. Труба ствола имела равную толщину снаружи и внутри каземата.

Долговременная огневая точка (ДОТ) оснащалась 7.62-мм пулемётом ДС с оптическим прицелом КТ-1, крепившимся справа от пушки.

  • Сектор обстрела: 60°
  • Угол вертикального наведения: ± 12°
  • Дальнобойность: 3000 м

Использовалась для вооружения железобетонных оборонительных сооружений укрепленных районов. На 26 июня 1940 года в войска УР имелось 410 установок. Из них

Установка оставалась на вооружении ещё долго по окончании Второй мировой войны.

Когда к начале осени 1941 года Ленинград оказался в блокаде, а отошедшие к нему войска Северного (с 8.09.1941 — Ленинградского) фронта понесли огромные потери в артиллерии, советские артиллеристы нашли выход: производство казематных 45-мм орудий ДОТ-4 на Ижорском заводе и на машиностроительном заводе «Арсенал» № 7 имени Фрунзе было прекращено, а оставшийся большой запас стволов к этим пушкам стали производить как полевые орудия на упрощённом колёсном лафете. Затем для этой же цели использовали и 45-мм танковые пушки 20-К со штатными прицелами.

Проект по переделке пушек 20-К и ДОТ-4 в полевые противотанковые орудия в считанные дня разработал инженер КБ завода № 7 Николай Антонов. В войсках они получили прозвище «ленинградки». Во время войны было выпущено 1689 таких орудий.

В 1976 году для замены в установках ДОТ-4 устаревших орудий на вооружение были приняты установки 6У11 с 12,7-мм пулеметами НСВ «Утес» на станке 6Т7 Степанова и Барышева.

Оцените статью
Dota Help