https://youtube.com/watch?v=JaokF3g1ZZs%3Ffeature%3Doembed
Киберспортивная команда Team Spirit выиграла The International, чемпионат мира по Доте. Российско-украинский коллектив поднимает Aegis, приз за победу на турнире, во второй раз, и уже готовится поднимать в третий. Наш мир разделён государственными границами, но в интернете в целом и в киберспорте в частности границ всегда было меньше. Поговорим сегодня о том, как благодаря взаимовыгодному международному сотрудничеству целая индустрия прошла путь от нишевости до широкого признания, а Team Spirit выросли из аутсайдеров в абсолютных доминантов.
Перед тем, как начнём, небольшое объявление. Нам нужен дизайнер или арт-директор для моего проекта с живыми выступлениями. Нам нужно сделать афиши и вообще стиль этой истории, а пока внутренними ресурсами что-то не получается. Если вы такое умеете, заполняйте анкету по ссылке в описании, пожалуйста, ну и приходите на выступления – скоро Лимасол, Амстердам, потом ещё Париж, Рига и многие другие города.
Начнём с контекста. Первое, что нужно понимать про киберспорт – что он довольно токсичен. Если тебя в доте ещё не оскорбили – это значит, что доту ты ещё не запускал. Однако именно киберспорт стал тем местом, где жители постсоветских стран существовали вместе и дружно. В паспорт и разрез глаз в киберспорте не смотрят, и Team Spirit – лучшая тому иллюстрация. Украинцы, русский и дагестанец прекрасно себя чувствуют с татарским тренером, а прикрывает их тувинец с канадско-японским ником. Чтобы понять, как внутри не самой дружелюбной среды может существовать настолько слаженная и одновременно разношёрстная команда, нужно разобраться, а в чём, собственно, суть доты.
Играют две команды по 5 игроков, каждая из которых разными путями развивает своего персонажа, чтобы в итоге уничтожить базу соперника. У каждого героя своя роль. Есть кэрри – нападающий, мидер – игрок центра, оффлейнер – щит команды. Четвёртая и пятая позиция нужны для поддержки. При этом в доте есть десятки героев, за которых ты можешь играть, есть тысячи тактик их применения. Один персонаж силён против другого, а третий удачно использует слабые места четвёртого. Бесконечные камень-ножницы-бумага. Простор для смекалки и хитрого переигрывания оппонентов позволяет играть тысячи каток, одна не похожая на другую. Да, это очень упрощённое описание, и игроки вряд ли им будут довольны – но для упрощённого понимания хватит. Сам я играю в другие игры, для ролика у нас был хорошо знакомый с делом консультант.
У россиян и украинцев получилось создать своё комьюнити со своей культурой и внутренней мифологией. Пусть сторонний человек не распознает ни слова в их беседах, главное – то, что они отлично понимают друг друга.
Киберспорт очень выиграл от международных связей в тот момент, когда российское государство снова решило разделить людей границами, воспринимая соседей не как партнёров, а как вассалов или противников. Впрочем, российское государство всегда воспринимало международные отношения строго как игру с нулевой суммой. Нам пытались внушить, что сотрудничество, союзы и партнёрство не имеют значения, что, если соседу хорошо, значит, нам автоматически плохо, а если соседу плохо – то это лишь возможность использовать его слабость и нанести удар в момент уязвимости. В военное время можно предположить, что игра с нулевой суммой – это нормально, но нет! Развитые страны давно отошли от этой стратегии и ведут взаимовыгодное сотрудничество. Зачем добывать лежачего и подставлять подножки, когда кооперация может быть куда выгодней? Даже жёстко конкурирующие американская и китайская экономики совокупно сильнее, когда работают как составные части глобального мирового рынка. Любая сделка будет прочнее, если от неё будут выигрывать обе стороны. Попытка же отнять что-то у других может принести тебе копейку сегодня, да и то не факт, можно и по морде получить – а вот вложения в человеческий капитал обязательно принесут тебе рубль завтра.
Теперь давайте поразмышляем вот о чём. Допустим, индустрия киберспорта грамотно использовала плюсы широкого интернета, где все сообща работают над одним делом. Но что бы мы как страна получили от менее изоляционистской стратегии? От более адекватной? Для чего другим крупным проектам был бы полезен мир без ограничений и контроля силовиков? А вот что. ВКонтакте могла бы стать крупнейшей европейской сетью, не влезь туда товарищи майоры со своими порядками. Ведь по удобству, функционалу проект Дурова не уступал фейсбуку, превосходил его. Тот же «Яндекс» остаётся сейчас в числе лучших европейских айти-компаний, а без государственного тренда на изоляционизм и опять же без контроля от товарища майора мог бы своей экосистемой покрыть половину восточной Европы. И покрывал. Культурное влияние этих гигантов сработало бы лучше любой дипломатии. И уж, конечно, лучше завоевательной войны, что и приводит нас к ответу на вопрос, почему Team Spirit не развалилась после 24 февраля.
Ведь поводов было достаточно. Дело в том, что украинцы Мирослав и Илья работают с российскими гражданами Денисом, Ярославом, Магомедом и Айратом, потому что они не граждане России, а Денис, Ярослав, Магомед и Айрат. Для Yatora и Mira это друзья Larl, Meeposhka, Collapse и spirit, которые их всегда поддерживают. Которым они доверяют, с которыми вместе прошли огонь, воду и призовые 25 миллионов долларов. По структуре киберспортивные команды больше похожи на спортивные клубы, чем на сборные, а потому слабее зависят от национальных федераций. Федерации в киберспорте не организуют крупные турниры как ФИФА и УЕФА, и потому имеют меньше влияния на игроков. Только недавно международная федерация киберспорта вернула российским игрокам возможность выступать под своим флагом, а украинская организация, наоборот, внесла Team Spirit в чёрный список игроков. Вот только от этих, казалось бы, важных событий не изменилось примерно ничего. Тот же чемпионат мира по доте проводит не местная официальная организация, а издатель Valve, который все эти разрешения и запреты может игнорировать в частном порядке. Государства регулярно пытались влезть в киберспорт и разделять людей, но влезалка у них пока не выросла.
Политическая граница всегда очень тонка, но в киберспорте получалось её грамотно не переступать. После победы в 21 году команда намеренно не отвечала журналистам на вопросы по теме Украины, а официальное поздравление Путина просто проигнорировала. При этом игроки охотно шли на шоу к Урганту, где радовали широкую публику рассказами про варды, Энчу, Террорблейда и ульту кэрри в кулдаун.
Киберспортивное сообщество на территории республик бывшего СССР десятилетиями держалось без национального разделения, но 24 февраля 22 года не могло пройти незаметно. Можно долго игнорировать политику, но нельзя игнорировать реальность в виде разрушенных городов. Российская команда Team Spirit официально стала сербской. Другой легендарный российский коллектив Virtus Pro теперь армянский. Но некоторых не уберегло от санкций даже переименование команды. Одни спонсоры ушли, другие остались. Одни студии ушли, другие сохранили возможность для показа. Менеджеры оградили киберспортсменов от необходимости публично высказываться о войне. Костяк Team Spirit сохранился, тем самым ясно обозначил позицию.
Отряд остался отрядом. Вообще топовые команды всё ещё полны игроков из СНГ, а киберспортивное сообщество до сих пор остаётся наднациональным и позволяет забыть, что отношения стран на десятилетия отравлены ядом войны. Мемов про радующийся Таганрог и весёлых гифок стало меньше – но их всё ещё много. Многие российские сотрудники киберспортивных организаций в прошлом году тоже эмигрировали и ушли в профессиональный эскапизм, а легендарный комментатор Вилат теперь не хочет иметь с Россией ничего общего. Попытки отменять компании, которые не отменяют россиян делу не помогают. Попытки работать на украинском только для украинцев снижают просмотры у всех. Попытки отменить игроков Team Spirit не привели вообще ни к чему.
В целом, санкционный удар оказался серьёзным, но киберспорт с ним явно справляется. Не только глобальному спорту, но и мировому сообществу есть чему поучиться у киберспорта, который использовал безграничный интернет наилучшим образом. Мы все, и киберспортивное сообщество в частности, уже привыкли к новым условиям, но важно себе напоминать, что нынешняя ситуация не нормальная, что в нормальных ситуациях борьба света и тьмы должна оставаться в доте. В нормальной ситуации, которая была до войны, игровая индустрия работает над качеством показа, раскруткой игроков и медийным продвижением турниров, а не над отменой недавних партнёров. В нормальных ситуациях национальная федерация поддерживает своих лидеров и гордится ими, а не наказывает за то, что вы не бросили друзей с другим цветом паспорта. В нормальной ситуации культовый комментатор продолжает комментировать для тех людей, которые слушают его на протяжении 15 лет. В нормальной ситуации мир должен быть разделён только языками, а языки можно выучить. В сегодняшнюю ненормальность нас погрузил Путин и развязанная им безумная война. Конечно, пути назад у этого нет, и никакой нормальности у нас долго ещё не будет. Но как-то жить дальше нам придётся. Киберспорт и киберспортсмены показывают тут пример. С победой, Team Spirit!
Недавно команду Tundra Esports оштрафовали на 8000 долларов после высказывания Эльдара 9Class Налтакяна в адрес Дмитрия Fishman Полищука. Сами организаторы никак не комментируют данную ситуацию, о штрафе стало известно только из Telegram-канала 9Class. Из-за этого вновь поднялся вопрос о трэштоке в киберспорте и Dota 2 в частности. CyberMeta попыталась разобраться в инциденте и вспомнила самые яркие случаи словесных баталий в дисциплине.
Ярослав NS Кузнецов считает, что штраф для Tundra Esports заслужен:
8000 баксов за две фразы? Я не понимаю, о чём разговор. Нет информации. Но если 9Class оштрафовали за какое-нибудь неспортивное поведение или типа того, именно на деньги, а не бонусный таймер во время пиков, то я это одобряю. Я считаю, что, конечно, нужно наказывать рублём.
Ярослав NS Кузнецов
Эксклюзивный бонус 6000 для ставок на киберспорт!
Сам по себе трэшток уже давно стал неотъемлемой частью Dota 2. Он придаёт даже самой обычной игре зрелищность и драйв, делает её особенной.
Изначально трэшток был создан для того, чтобы вывести противника из себя, выбить его из колеи и, скорее всего, легче победить его, так как в состоянии злости противник может начать ошибаться. Но Dota 2 – удивительная игра, в ней трэшток – это контент, который приковывает к противостоянию ещё больше внимания. Конечно же, не надо забывать об истоках. Например, битвы взглядов на конференциях перед поединками в UFC и MMA. Трэшток делает такие события незабываемыми.
В Dota 2, даже если все забудут, какие герои были выбраны, историю о том, как один игрок оскорбил противника, а потом его настигла почти мгновенная карма, останется в памяти у мн. Так считает и один из самых известных трэштокеров – Себастьян Ceb Депс:
Это хороший контент. Я флеймил ppd и многих других игроков, скучаю по этому. Это было круто. Все следили за напряжением между RAMZES666 и Quinn, все следили за противостоянием OG и Evil Geniuses. Это придаёт матчам особое значение. Они начинаются и заканчиваются, но все запоминают эти истории. Порой со временем всё забывается, так как меняются составы или что-то ещё. Но иногда эти истории остаются, потому что трэшток всегда запоминается. Ты можешь определить, кто из-за него выглядит круто, а кто нет. Но если ты используешь трэшток и ничего не можешь в игре – это проблема.
Себастьян Ceb Депс
Но где контент, там и деньги, и этим охотно пользуются организаторы турниров. Вот, например, история с ESL One Kuala Lumpur 2023, который выиграли Azure Ray со счётом 3:2. Помните, что было перед финалом? Всё верно, трэшток. Антон dyrachyo Шкредов из Gaimin Gladiators в своём Telegram-канале написал, что «гладиаторы» разнесут оппонента со счётом 3:0, и все были уверены, что так и будет.
Заявление Антона dyrachyo Шкредова перед финалом ESL One Kuala Lumpur 2023
Особенно после первых двух карт, но не тут-то было. Сначала очень странный драфт на третьей, затем нереально сильный Пак от Azure, ну и гвоздём в крышке гроба стала практически безошибочная игра китайского коллектива на последней. И, конечно же, все, кто мог, припомнили Антону про его слова перед финалом. На что получили очень неожиданный ответ: оказывается, организаторы турнира попросили dyrachyo устроить такое шоу.
Антон dyrachyo Шкредов
И честно, этот ход был гениальным. Ведь одним банальным сообщением он придал особое значение и так достаточно серьёзному матчу на не менее важном турнире. А представьте, что было бы, если бы в финале играли не Azure Ray и Gaimin Gladiators, а Azure Ray и BetBoom, а пост написал бы не dyrachyo, а Данил Gpk~ Скутин? Тогда ещё больше людей смотрели бы финал и испытывали бы ещё больше эмоций, тем более с учётом всех тёрок между коллективами.
Но тут стоит сделать паузу и обсудить другую сторону медали – токсичность. Вот, например, чем отличается ситуация с фразой Антона от ситуации, когда Карло Kuku Палад написал в паблике: «Ching chong»? Ситуация с dyrachyo максимум повеселит, в то время как ситуация с Kuku вызвала резонанс, который почти лишил Valve половины их целевой аудитории.
Суть заключается в том, что фраза «ching chong» используется как насмешка над китайским языком. Kuku написал эту фразу в паблике, играя против китайцев. Конечно же, они разозлились на это, и информация о случившемся быстро появилась на Reddit.
Kuku и менеджеры TNC пытались замять ситуацию, но китайские игроки и любители Dota 2 продолжали стоять на своём. В итоге китайцы выдвинули Valve ультиматум: либо штраф или бан Kuku за расизм, либо они отказываются что-либо покупать у Valve. Всю ситуацию усугубляло то, что это произошло накануне мейджора и The International 2019, которые как раз проходили в Китае. В итоге Valve не допустила Kuku на мейджор, но игрок всё же поехал на TI.
Пример другой ситуации, которая чуть ближе для игроков из нашего региона. Вновь 2019 год, но на этот раз сгорел уже француз Ceb, после чего в чате началась вакханалия.
Если переводить на русский, то Ceb назвал двух русских игроков «собаками из третьего мира», «русскими грёбаными шизофреничными животными» и сказал, что эти двое продадут мать за MMR. Всё это также случилось перед крупным турниром Epicenter Major 2019, который проходил в Москве.
Вызвало ли это резонанс в комьюнити? Конечно, вызвало, больше всего про это высказался Алексей Solo Березин:
Такие вещи нельзя говорить ни в какой ситуации. Я горд тем, что я русский, и я не знал, как реагировать на такие слова. Ты не какой-нибудь молодой игрок, который делает глупости, потому что не думает о последствиях. Ты выступаешь в этой дисциплине с самого начала, заработал уважение – это делает ситуацию только хуже. Если лучшие игроки мира позволяют себе такие вещи, чего ожидать от комьюнити? Kuku совершил ошибку, и его забанили за куда менее обидное слово. Если мы действительно хотим избавиться от этой грязи, я считаю, что Valve пора действовать. Когда MinD_ContRoL вспомнил Гитлера в прошлом году, я был в отпуске и не отреагировал должным образом, и вот теперь у нас ещё один скандал. В прошлом я и сам совершил ошибку и был наказан за это, но остался верен игре. Мне кажется, что я заслужил право говорить от лица комьюнити и требовать справедливости. Иначе всё это сплошное притворство и лицемерие. Я не буду выступать на EPICENTER Major, который пройдёт в моей родной стране, если Valve не отреагируют на ситуацию с Ceb и не начнут действовать открыто и последовательно, когда дело доходит до расизма в игре.
Алексей Solo Березин
В итоге Ceb даже извинился за свои слова, правда, сделал он это с оговоркой на то, что его вывели из себя и спровоцировали. Однако Valve никак не отреагировала на произошедшее – не было даже предупреждения.
В последнее время компания и турнирные операторы переработали свои правила. Например, во время пандемии за любые надписи, не относящиеся к игре, игроки получали штрафы. Ну и, например, как штраф за фразу 9Class.
Так из-за чего случился конфликт между 9Class и Fishman? История началась в паблике. В одной из игр Эльдар попался против Fishman, и команда второго начала проигрывать. Дмитрий по привычке начал писать в чат «ГГ ВП», а 9Class начал его за это троллить. Сначала Fishman начал его оскорблять в общем чате, называя его «***» (подонком). После игры Fishman зашёл на стрим к 9Class и продолжил оскорбления там.
Оскорбления Fishman в адрес 9Class
Такого игрок не вынес и послал капитана Entity. В этом Fishman увидел личное оскорбление и пообещал набить ему лицо при встрече. Конфликт продолжился уже на квалификациях на The International. Там команды встретились в финале верхней сетки, где Entity одержали победу со счётом 2:1. После этого Fishman у себя в Telegram-канале выложил пост с таким текстом: «оставил токсичного *** (урода) на 2 год (9 класса). GG, выхожу на третий инт подряд».
В итоге Tundra всё равно прошла на TI, но из нижней сетки. Затем команды встретились в групповой стадии Riyadh Masters, где сильнее оказалась команда Ивана Pure Москаленко и выиграла оппонента со счётом 2:0. После победы на второй карте 9Class встал и что-то сказал в сторону команды Entity, после чего сообщил, что его команде пришёл штраф в размере 8000 долларов.
Лучшие линии для ставок на киберспорт
Но в этой ситуации появляется вопрос: почему Tundra получила штраф, а Entity нет?
Возможно, это в первую очередь связано с организаторами. Ведь Riyadh Masters проводят шейхи, им нужна красивая игра и спортивное поведение, а не конфликты и споры. Для пресечения возможных будущих разногласий был выписан штраф как карательная мера. В случае же с организаторами квалификации, коими являются Valve и PGL, им абсолютно всё равно на оскорбления игроков и т.д., тем более если не было дискриминации и унижения по какому-либо признаку. Тем более, такой конфликт делает противостояние принципиальным, а это им только на руку.
Подводя итоги, стоит сказать, что безусловно, и трэшток, и токсичность – не самые правильные вещи, но не стоит их путать. Трэшток может быть хорошим, он делает игру интереснее, даёт командам дополнительную мотивацию, придаёт игре, от которой ждут эмоций, те самые эмоции. Токсичность, расизм и любая другая дискриминация ведут только к разрушению, уничтожают элементы конкуренции, превращая её в возню и грязь, что приводит к усугублению конфликтов и штрафам, которых не хочет никто.
Ну, а если игрокам совсем некуда выпустить пар, то почему бы не превратить это в дополнительный контент? Как насчёт Dota Поп ММА? На драку Романа Ramzes Кушнарёва и Квина Quinn Каллахана многие бы посмотрели с радостью.
К слову, конфликт между 9Class и Fishman предложили решить путём рэп-батла. Идею выдвинул Антон antoha Марченко:
Ребят, я думаю, что без меня конфликт девятиклассника и рыбака не решится. Я считаю, что в этой ситуации единственным правильным решением будет рэп-батл, я готов предоставить площадку. О формате можно договориться: акапелло, BPM, автотюн.
Антон antoha Марченко
А Халед sQreen Эль-Хаббаш всё же склоняется к драке на ринге. А вы бы посмотрели MMA между про-дотерами?