как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Для фанатов Dota 2, или просто «Дота», — это интеллектуальное противостояние двух команд, в котором сочетаются высокий темп и глубокая стратегия.

Остальным игра кажется сложной и непонятной — или вообще развлечением для подростков.

«Доту» считают одной из самых сложных киберспортивных дисциплин в мире с высоким порогом вхождения, и в этом есть определенная доля правды. Но в  время благодаря глубине механик и разнообразию игровых ситуаций она имеет миллионы поклонников по всему миру, а призовой фонд главного чемпионата — The International — из года в год собирает восьмизначные числа.

«Дота» пестрит огромным количеством терминов. Если вы включите русскоязычную трансляцию в первый раз, с высокой долей вероятности вы не поймете и половины того, что говорят комментаторы, а происходящее на экране ничего, кроме ассоциаций со световым шоу или мультфильмами «Дисней», не вызовет.

Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Чтобы получить удовольствие от просмотра и понять, что происходит на поле, вовсе не обязательно знать значение каждого слова. А со временем вы заметите, что большинство терминов, не считая имен героев и названия предметов, — это просто английские слова, озвученные на русский манер.

В этой статье я хочу рассказать про основные концепции игры, дать минимальный необходимый набор знаний, который позволит начать смотреть матчи профессиональных команд, показать, почему «Доту» смотрят миллионы людей и в чем проявляется ее красота.

Содержание
  1. О чем расскажем
  2. 📃 Основные правила
  3. 🧙🏻‍♂️ Герои — главные действующие лица
  4. 📊 За чем следить по ходу игры
  5. Термины, которые вы можете услышать на трансляциях
  6. 👀 Какие соревнования смотреть и где
  7. 👏🏻 За какими командами стоит следить
  8. ✍🏻 Что делать дальше, чтобы углубить понимание
  9. Резюме
  10. Самый длинный матч в Dota 2 сломал движок Source
  11. Режимы
  12. Ranked All Pick
  13. Single Draft
  14. Random Draft
  15. Turbo
  16. All Random
  17. Captains Mode
  18. Captains Draft
  19. Least Played
  20. Limited Heroes
  21. Ability Draft
  22. All Random Deathmatch
  23. 1v1 Solo Mid
  24. Лобби
  25. Reverse Captains Mode
  26. Mid Only
  27. Восстание Тьмы 2012
  28. Отморожество 2012
  29. Восстание Тьмы 2013
Новости:  Aghanim's Shard.png

О чем расскажем

Для разных людей красота той или иной спортивной или киберспортивной дисциплины определяется индивидуально. видит эстетику футбола в перепасовках, тактических передвижениях, взаимодействии игроков на поле,  — в голах, полных болельщиков трибунах или спортивной форме.

«Доту», как и другие киберспортивные дисциплины, часто сравнивают с шахматами: игроки — как командные, так и индивидуальные — используют в первую очередь способности своего мышления. Тактика и стратегия выступают главными элементами любого матча, а физическое развитие спортсменов не так важно, как скорость реакции и принятия решений.

Расскажу, почему считаю «Доту» красивой игрой, а сравнить ее можно не только с шахматами.

Сочетание лучших черт популярных видов спорта. «Дота» — командная игра. В команде есть пять основных игроков, тренер и аналитик. У каждого члена команды свои обязанности, зоны ответственности, роли. Только если все игроки выкладываются на максимум, можно достичь результата.

В каждой команде есть свои звезды, свои единоличники, которые притягивают все внимание, игроки, труд которых не видно на первый взгляд, тренеры, которые способны удивлять стратегиями и тактическими решениями из игры в игру. В этом смысле «Дота» — классический большой спорт, который собирает стадионы и за матчами которого наблюдают миллионы зрителей.

Основные спортивные сюжеты здесь также представлены во всем многообразии. Тут вам и команда, в которую никто не верил, но которая несмотря ни на что стала чемпионом, и упадок перспективных коллективов и игроков внутренних проблем. Вечное противостояние Давида и Голиафа, в котором Голиаф не так уж и редко терпит фиаско.

Широкая география и разные игровые стили. На профессиональной сцене «Доты» соревнуются игроки со всех континентов. При этом у каждого региона есть свои сильные и слабые команды, а главное — игровой стиль.

Команды из Китая и  Азии предпочитают, как удавы, медленно и методично уничтожать своих оппонентов, лишая возможности двигаться по карте и хоть противостоять дальнейшему натиску. Коллективы из Северной и Южной Америки избирают постоянные сражения и попытки заполучить преимущество за счет ранней агрессии и хаоса на поле.

Европейские команды сочетают оба стиля и стараются удивлять своих оппонентов — как подходом к игре, так и стратегиями. Во многом благодаря стилю, который сформировался за многие годы на профессиональной сцене, европейские команды заметнее других на международных соревнованиях.

Отточенные действия игроков. Во время просмотра командных видов спорта зрители каждый раз поражаются тому, как игроки чувствуют друг друга. Вот в футболе начинается атака — и игроки в три касания оказываются у ворот противника, забрасывают мяч за линию защитников, подхватывают его в самые невероятные моменты, двигаются как единое целое и забивают решающий гол. Как ни странно, этот принцип существует и в «Доте».

Вы можете не понимать, что происходит на поле, но когда вы увидите, как игроки выручают друг друга в опасных ситуациях, комбинируют способности, цепляются за оппонента и действуют синхронно, вы наверняка оцените слаженность и красоту игры.

Эмоциональные качели. Обе команды в процессе игры пытаются заполучить преимущество, но цена ошибки растет с каждой минутой. этого один-единственный промах на поздних стадиях игры может моментально изменить расстановку сил. И вот команда, которая доминировала на протяжении всего матча, вынуждена играть намного осторожнее или вовсе стать догоняющей.

Подобные драмы можно наблюдать во многих видах спорта. Например, в сражении советской и американской сборных по баскетболу в финале Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году, когда советская сборная могла упустить победу, но за счет слаженных действий на последних трех секундах матча одержала победу.

📃 Основные правила

Главная цель в «Доте» — разрушить башни противника, прорваться на его базу и сокрушить главное здание — «Трон». Все так просто. Герои — персонажи, которыми управляют игроки, — выступают основными действующими лицами. От их действий зависит, кто в итоге одержит победу. Но обо всем по порядку.

Radiant и Dire, «Свет» и «Тьма», — две противоборствующие стороны. Все игры по «Доте» проходят на одной и  карте, которая разделена на две стороны: Radiant, светлая половина слева внизу, и Dire, темная справа вверху. Их разделяет декоративная река, проходящая через большую часть карты. В одной команде пять игроков, и каждый управляет своим героем на протяжении всей игры.

На начальном этапе игроки действуют на своей половине поля, как в футболе или шахматах. Со временем они все чаще будут вторгаться на территорию оппонента и пытаться захватить все больше пространства, разрушая вражеские башни, чтобы контролировать ход игры.

В отличие от большинства традиционных видов спорта, в «Доте» нет ограничений по времени или установленных раундов. Игры могут длиться от 15 минут до нескольких часов, но в среднем продолжительность составляет около 50 минут. Цель каждой команды — уничтожить «Трон», большое здание, расположенное в самом центре базы противника.

«Географическая» карта игры. В обновлениях разработчики иногда меняют рельеф

Линии. В начале игры герои распределяются по трем линиям: верхней, центральной и нижней. Их также называют «топом», «мидом» и «ботом». Пока персонажи ходят по карте, они сталкиваются с оппонентами или предпринимают диверсионные вылазки. Игра официально начинается со звука игрового рога, который возвещает о появлении крипов.

Крипы — это существа, которыми управляет компьютер. Они сражаются за свою команду и передвигаются исключительно по трем линиям. В начале игры на каждую линию с обеих баз навстречу друг другу выходят по три крипа ближнего и по одному крипу дальнего боя. Они враждебны по отношению к героям и крипам противника, атакуют их в поле зрения, а новые волны крипов выходят с базы каждые 30 секунд. Количество крипов зависит от стадии игры. Чем дольше она длится, тем больше их становится.

Именно благодаря крипам игроки зарабатывают большую часть опыта и золота — главных игровых ресурсов, о которых поговорим дальше.

Между линиями находятся леса — это крупные зоны, в которых расположены лагеря нейтральных крипов, которые не атакуют, если на них не напасть. Герои могут в любой момент уйти в лес, если им по  причине тяжело находиться на линии.

Добивания, золото и опыт. Часто можно услышать, как комментаторы говорят о добиваниях или «» и о том, как одна команда побеждает на линиях. Последний удар, или добивание, — это ситуация, когда герой наносит смертельный урон вражескому крипу. Только нанесение последнего удара дает герою золото.

Игроки также могут добивать и тех крипов, которые воюют на их стороне — «денаить». Это делают, чтобы противник не получил золото за убийство и набрал меньше опыта. В свою очередь, чтобы получать опыт, можно добивать крипов, а можно просто находиться в пределах определенной дистанции от убитого крипа.

Опыт и золото — два основных игровых ресурса, которые определяют расклад сил на поле.

При получении опыта у героев растет уровень с 1 до 30, а с ростом уровня появляются и улучшаются способности, увеличиваются характеристики: сила, ловкость и интеллект. Золото позволяет покупать предметы, которые повышают характеристики и дают новые способности. Всего у героя может быть не больше шести предметов в инвентаре и трех предметов в рюкзаке. Их нельзя использовать, не переложив в основной инвентарь.

Исходя из понимания основных игровых ресурсов, всех героев в «Доте» можно разделить на две крупные группы: ключевые и герои поддержки.

Ключевые герои, или, как их называют комментаторы, «коры», занимаются «фармом», то есть стараются заработать как можно больше золота и большую часть игры добивают крипов, изредка участвуя в сражениях. Эти персонажи очень слабы на ранних стадиях, но со временем становятся самыми сильными — за счет предметов, которые покупают за заработанное золото.

Герои поддержки, или «саппорты», особенно полезны на ранних стадиях. Они обладают мощными заклинаниями — например, на короткое время улучшают характеристики союзников, излечивают от ранений, позволяют проводить ранние атаки на оппонентов и всячески помогают ключевым героям. Чтобы реализовать свой потенциал, героям поддержки не нужно много золота, поэтому, как правило, «фармом» они не занимаются или делают это редко.

Когда удается выполнить последний удар по крипу, над ним всплывает полученное количество золота. Цвет числа соответствует цвету игрока, который выполнил добивание

А так выглядит добивание союзного крипа — оно отображается восклицательным знаком над павшим крипом. За него никто не получит золота, а соперник заработает меньше опыта

Башни. На каждой линии стоит по три башни. Чем ближе башня расположена к «Трону», тем она сильнее. Башни служат препятствиями, которые не дают команде просто забежать на базу противника и уничтожить «Трон». Они атакуют любых врагов в радиусе действия, обладают внушительным количеством здоровья и брони.

За разрушение башен все герои команды получают золото и возможность двигаться дальше к «Трону». Расширяя свое пространство и ограничивая пространство противника, команды увеличивают количество возможных маневров и уменьшают их у противника. Именно поэтому игроки уделяют особое внимание разрушению башен — и рядом с ними часто разворачиваются сражения.

Кроме оборонительной функции башни играют роль «маяков», к которым игроки могут телепортироваться с помощью специального предмета — свитка телепортации. Свитки позволяют перемещаться по всей карте в зоне действия башен или других союзных зданий. Если вы видите светящийся круг с силуэтом героя на нем, то, скорее всего, игрок телепортируется в надежде спасти свою башню или переломить ход сражения.

Игрок применяет свиток телепортации к своей башне, чтобы помочь в обороне товарищам по команде

Бараки. На базе расположены специальные здания — бараки, по два на каждой линии. Из бараков выходят крипы. Если уничтожить вражеский барак, это усилит ваших собственных крипов.

Если разрушить все вражеские бараки, ваши крипы превратятся в мегакрипов с большим количеством здоровья и урона. За счет этого команда, которая разрушила все бараки, получает солидные шансы на победу.

Убийства и смерти. Смерть героя в «Доте» — это не конец. Герои будут постоянно возрождаться на протяжении всей игры. Однако за смерть приходится платить. За убийство героя противника дают намного больше золота и опыта, чем за убийство крипов.

При этом убитый герой «отправляется в таверну» — становится недоступен на определенное время, в зависимости от уровня героя. Чем он выше, тем дольше персонаж будет недоступен на поле. Убийство героев соперника — самый быстрый способ обеспечить себе численное преимущество и начать осаду башен.

Еще один важный инструмент, который используют в игре, — выкуп, или «байбэк». Игрок может пожертвовать золотом из своего кошелька, чтобы немедленно появиться на базе. На начальных этапах выкуп стоит не так много и не накладывает серьезных штрафов, но с течением времени цена растет, и если герой погибнет после выкупа, то время до его возрождения значительно увеличится. Кроме того, у «байбэка» есть время на восстановление. Выкупиться два раза подряд не получится, золота у игрока ни было.

Предметы. На момент написания статьи в «Доте» существует свыше 200 предметов, и все они обладают уникальными свойствами. Запомнить большинство из них можно, если достаточно долго смотреть матчи или играть.

Но есть несколько предметов, которые вы, скорее всего, увидите в каждой игре. Например, Blink Dagger позволяет герою мгновенно телепортироваться на небольшое расстояние, благодаря чему можно устроить внезапную атаку на соперника, а Black King Bar, или БКБ, как называют его комментаторы, дает полную неуязвимость к заклинаниям на несколько секунд. Это один из самых важных предметов в игре.

Посмотреть список всех предметов и почитать про их свойства можно на сайте русскоязычного сообщества «Доты» в разделе «Предметы».

Рошан. Самый большой и сильный нейтральный крип в игре, вокруг которого каждый раз происходят ожесточенные сражения. Рошан расположен в своей пещере, или «рошпите», на реке в верхней левой части карты, аккурат между двумя противоборствующими зонами. Этот крип отличается не только гигантскими размерами, но и огромным количеством здоровья, брони и урона, поэтому одолеть его можно только совместными усилиями одной из команд.

Если Рошана удается победить, кроме золота и опыта всей команде выпадают самые важные предметы в игре — «Эгида бессмертия», которую также называют «Аегисом», и «Сыр».

«Аегис» — это предмет, который кладется в инвентарь героя. При смерти персонаж с «Аегисом» не отправляется в таверну на долгое время, а возрождается на месте смерти спустя 5 секунд. Благодаря этому предмету на поздних стадиях игры команда может гарантировать себе численное преимущество в сражении, поэтому «Аегис» чаще всего достается именно ключевым героям, которые за счет накопленных предметов могут наносить большое количество урона практически в два раза дольше. Главное ограничение «Аегиса» заключается в том, что он не может находиться в инвентаре героя вечно. Через 5 минут он исчезнет как ни в чем не бывало.

«Сыр» — предмет, который тоже кладется в инвентарь героя и при использовании моментально восстанавливает практически все здоровье и ману — ресурс для применения заклинаний и способностей. Проблема с «Сыром» заключается в том, что его нужно успеть применить вовремя — в отличие от «Аегиса», который срабатывает автоматически.

Позже Рошан вновь появится в своей пещере — сильнее, чем раньше. Это произойдет через случайно определенное время в промежутке между восьмой и одиннадцатой минутой после смерти.

Трофеи, ради которых команды ожесточенно сражаются друг с другом и Рошаном. Слева — «Аегис», справа — «Сыр»

🧙🏻‍♂️ Герои — главные действующие лица

На момент написания статьи в игре 123 героя всех форм и размеров. Есть олицетворение Вселенной, у которого на удивление хорошо накачан пресс. Есть двуглавые существа — дракон и огр. Есть старик, который летает на вертолете и по всем стреляет. Состав крайне разнообразен по внешнему виду и способностям, но в каждой конкретной игре героев будет всего 10.

Как правило, у каждого персонажа есть три обычных умения и одно ультимативное. Герои не получают все навыки сразу, а выбирают их по мере увеличения уровня. Для получения ультимативного навыка, или «ульты», сначала необходимо добраться до шестого уровня. Такие способности очень сильны, но для их повторного использования требуется внушительное количество времени.

Героев, как и предметов в «Доте», очень много, и рассказ обо всех умениях займет не один час. Лучший способ запомнить, какими навыками обладает каждый из героев, — смотреть матчи и периодически сверяться с официальной энциклопедией на сайте игры. Если выбрать интересующего вас героя в списке, можно не только узнать его основные характеристики, но и прочитать про каждую способность и посмотреть, как она выглядит в игре. На странице героя прилагается короткая видеодемонстрация каждого умения.

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Выбор героев и стороны. Если говорить о матче двух команд, то нельзя обойти стороной процесс подготовки. Перед началом капитан должен решить, какими героями будут играть участники его команды и на какой они будут стороне.

Для определения стороны либо бросается жребий, либо происходит обмен, если у команды есть предпочтения. Например, одна команда предпочитает играть за сторону Radiant и взамен готова уступить выбор первого героя — или наоборот.

Для набора персонажей на игру существует система командного драфта. Она заключается в том, что капитаны по очереди выбирают героев для своей команды и запрещают героев для выбора оппонентами. Выбор называют «пиком», а запрет — «баном».

У каждого капитана есть 30 секунд, чтобы сделать «пик», и 35 секунд, чтобы выбрать «бан». Выделенное каждой команде резервное время исчерпывается, если капитан тратит на «пик» или «бан» больше времени, чем положено. Если резервное время закончится до «пика», будет выбран случайный герой, а если оно закончится до «бана», ни один персонаж не будет запрещен. Когда все 10 героев выбраны, игроки каждой команды выбирают своего героя из пяти.

📊 За чем следить по ходу игры

Первое, на что обращает внимание зритель, когда включает спортивный матч, это счет. В «Доте» ситуация немного отличается.

Дело в том, что привычный счет, который расположен в верхней части экрана, показывает количество убийств героев, или «фрагов», которое сделали команды. А как мы уже знаем, победа достигается не за счет убийства других персонажей, а за счет добычи необходимых ресурсов, сноса строений и, конечно, разрушения «Трона». Поэтому в «Доте» нередки ситуации, когда команда может вести по «фрагам», но при этом отставать по заработанным ресурсам и разрушенным башням. Количество «фрагов» хоть и имеет значение, но не первостепенное.

Обычно игра разделяется на три стадии, которые предполагают разный подход к игре, аналогично дебюту, миттельшпилю и эндшпилю в шахматах. На разных стадиях необходимо следить за разными аспектами.

По центру в верхней части экрана отображаются счет «фрагов» в игре, игровое время и общий счет матча. В данном случае команда справа отстает по счету на два убийства, но ведет в матче . Про систему матчей расскажем в разделе о соревнованиях

— начальная стадия, или «». Игроки распределяются по линиям и стараются добить как можно больше крипов, а также мешать добивать их своим оппонентам. Во время трансляции комментаторы включают статистику добитых крипов, которую можно увидеть в левом верхнем углу экрана.

Убийство вражеского героя на этой стадии можно приравнять к  убитым крипам, поэтому ранние «фраги» хоть и позволяют получить преимущество на линии, но не являются решающими в дальнейшем. Со временем большую важность приобретает второй параметр — общая ценность, или «нетворс».

Так выглядит статистика добитых крипов: первое число — вражеские крипы, второе — свои. Чем больше — тем лучше

— основная стадия, или «мидгейм». Когда заканчивается «», у героев уже есть первые предметы и небольшие накопления, а передовые башни начинают падать, комментаторы переключают статистику добиваний крипов на общую ценность.

Общая ценность, или «нетворс», — это общая стоимость предметов, которые есть у героя, и сумма, которая накопилась у него в кошельке. «Нетворс» — основной показатель эффективности того или иного героя на карте и команды в целом. Он включает в себя все и сразу: заработанное золото за «фраги», добитых крипов, разрушенные башни противника и награду за убийство Рошана.

Статистика по общей ценности, или «нетворсу», которую можно увидеть во время основной стадии игры в левой верхней части экрана. Здесь показано, какие герои зарабатывают больше денег на карте и какой команде они принадлежат: Dire — красные, Radiant — зеленые

Разницу «нетворса» между командами можно посмотреть под счетом в верхней части экрана. На чьей стороне находится зеленый прямоугольник, тот и лидирует по количеству золота. Внутри прямоугольника указано количество золотого перевеса, где k — сокращение для тысячи. В примере ниже команда опережает соперника на три тысячи по золоту и отстает по «фрагам» на четыре убийства, что для 24 минуты противостояния не очень существенно.

Для простоты понимания добавлю, что высококачественные предметы стоят в районе пяти тысяч золота. Исходя из этого, когда преимущество одной из команд достигает пяти тысяч, условно можно сказать, что она опережает противника на один ценный предмет, который может повлиять на игру. Десять тысяч — на два предмета, и так далее. Преимущество в 15 и более тысяч отыграть уже тяжело. Для этого потребуются слаженные действия в сражениях и хитрые тактические решения.

Кроме того, стоит обращать внимание на время: преимущество в пару предметов на  — совсем не  самое, что преимущество на  или . Чем глубже игра заходит в позднюю стадию, тем меньшее значение имеет преимущество по золоту.

Всю основную информацию об игре — счет «фрагов», количество здоровья и маны героев, перевес по золоту и общий счет в матче — можно посмотреть в верхней части экрана во время трансляции

От 30:00 до бесконечности — поздняя стадия игры, или «лейтгейм». К началу этого этапа большинство башен уже разрушены, герои обзавелись необходимыми предметами, а «фраги» ценятся выше, потому что таймер на возрождение увеличивается. Одна неудачная драка, произошедшая неподалеку от базы, может очень быстро привести к потере бараков, а то и самого «Трона».

На этой стадии ключевое значение приобретают выкупы, о которых мы говорили ранее. Наличие «байбэка» в нужный момент может помочь отбиться от нападения на базу или перевернуть неудачную драку в одну из сторон. Поэтому комментаторы в это время включают статусы выкупов в левом углу экрана.

Статусы выкупа по героям. «Да» — значит, что выкуп доступен для героя. «Нет» — значит, что недоступен. Если он недоступен, в скобках указывается время перезарядки, а вторым числом — количество золота, которого не хватает для выкупа

За чем следить во время сражений. Герои используют свои способности, чтобы нанести как можно больше урона сопернику и вывести его из строя. навыки направлены на нанесение урона, создают сложности при передвижении, замедляют или обездвиживают. Герои поддержки пытаются помочь ключевым в опасных ситуациях: лечат, снимают негативные эффекты, а иногда и вовсе жертвуют собой.

Со временем вы запомните способности персонажей, что они делают и какие цели преследуют в сражениях, но на начальном этапе достаточно следить всего за двумя показателями: здоровьем и количеством маны.

На протяжении всей игры над героями отображаются две полоски — зеленого, красного или синего цвета.

🟢 🔴 Зеленая полоска показывает количество здоровья у героев Radiant, а красная — у Dire. Как только полоска дойдет до нуля, герой погибнет. И это главный показатель, за которым следует следить во время сражения. Если вы видите, как у героя команды, за которую вы болеете, стремительно тает полоска здоровья, скорее всего, он находится в печальном положении.

🔵 Синяя полоска показывает количество маны — ресурса, необходимого для использования заклинаний и способностей. У каждого героя этот показатель восстанавливается с разной скоростью. Если вы видите, что у игрока закончилась мана, значит, вероятно, в драке он уже мало чем сможет помочь — или будет использовать исключительно базовую атаку, которая не требует расхода ресурса.

Обе полоски также отображаются под иконками героев в верхней части экрана во время трансляций.

Пример сражения из профессионального матча. Благодаря полоскам над героями можно определить, как у них идут дела

Термины, которые вы можете услышать на трансляциях

Активные и пассивные способности. Активные навыки и предметы требуют от игрока активации, в то время как пассивные автоматически начинают действовать с момента приобретения. Например, способность «Телекинез» поднимает выбранного героя соперника, требует активации и выбора цели. А пассивная способность «Лунное благословение» постоянно увеличивает урон всех союзников в определенном радиусе.

«Эншенты», то есть древние крипы, — мощные и уникальные нейтральные крипы. Они стоят в лагерях на каждой стороне карты и дают гораздо больше золота и опыта.

«» — количество добитых крипов.

КД — сокращение от английского слово cooldown — время перезарядки активных способностей и предметов до повторного использования. Также используется для обозначения времени перезарядки «байбэка».

«Ганк» — сочетание слов «ганг» и «убивать». Спланированная атака, направленная на неожиданное убийство противника, обычно с численным преимуществом.

«Пуш» — осознанное продвижение и убийство крипов на линии с целью добраться до башни и уничтожить ее. «» — когда игрок избегает прямого столкновения с героями соперника и пытается провести «пуш» самостоятельно в противоположной стороне карты.

👀 Какие соревнования смотреть и где

В «Доте», как и в любом другом профессиональном виде спорта, есть турнирная система. Она называется Dota Pro Circuit, сокращенно DPC. Один турнирный сезон длится 12 месяцев и завершается чемпионатом мира — The International. Цель каждой команды — зарабатывать турнирные очки на протяжении сезона, чтобы отобраться на чемпионат.

Обычно сезон начинается осенью и завершается следующим летом, но  ограничений, связанных с  и переносом крупных турниров, время начала сместилось на зиму, а завершения — на осень. Сезон условно можно разделить на три этапа: региональные лиги, региональные отборы на чемпионат и сам The International.

Региональные лиги. Турниры в круговом формате, где команды соревнуются друг с другом за отборочные очки и денежные призовые. На профессиональной сцене есть шесть основных регионов: Северная Америка, Южная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Китай и  Азия.

Каждый регион делится на два дивизиона по восемь команд. Как только заканчивается турнир региональной лиги, две нижние команды первого дивизиона переходят во второй. Их прежние места занимают две лучшие команды второго дивизиона. Две нижние команды второго дивизиона выбывают из региональной лиги, а на их места приходят две новые команды, которые смогли пройти открытые отборы.

Если команде удается набрать достаточное количество очков, она проходит на «Мажор».

Major, или «Мажор». Большой турнир на выбывание, где лучшие команды региональных лиг сражаются за большое количество турнирных очков и солидный денежный приз. 18 участников набираются из лучших команд первого дивизиона. Дальше их ожидает битва в групповой стадии, а затем — в сетке на выбывание.

За один сезон проходит три «Мажора», которые собирают большое количество зрителей и служат мерилом игровой формы каждого региона в общем и команд в частности.

Региональные отборы на The International. Прямую путевку на главный турнир года получают только лучшие 12 команд по итогам сезона. Остальным предстоит пройти региональные квалификации, которые проводятся за месяц до чемпионата. Чтобы получить заветную путевку, командам предстоит сразиться в турнире формата «Мажор» без групповой стадии, где обычно первые и вторые места получают прямое приглашение. Команды с третьего места переходят в турнир Last Chance, где они в  формате пытаются завоевать последние две путевки.

The International — чемпионат мира. Главное событие года в мире «Доты». Турнир делится на две стадии: групповую и  по системе с выбыванием после двух поражений. Команды, которые по итогам групповой стадии заняли с первого по четвертое место, попадают в верхнюю часть сетки, остальные — в нижнюю. Команды, которые заняли последние места в группах, вылетают с турнира.

Поражение в верхней сетке еще не означает окончание турнира для команды. Она падает в нижнюю, где уже идет борьба за выживание. Все матчи групповой стадии обычно проводятся в формате Bo2 — Best of 2, где число — максимальное количество игр, которые необходимо провести для определения лучшей команды. То есть на групповой стадии один матч состоит из двух игр — и может закончиться либо победой одной из команд со счетом , либо ничьей со счетом . В стадии команды играют в  — то есть до двух побед, а гранд-финал проходит в формате Bo5 — до трех побед.

Команда-чемпион получает огромный денежный приз. К примеру, в прошлом году российская команда Team Spirit получила более 18 миллионов долларов и главный трофей сезона — «Эгиду чемпионов».

👏🏻 За какими командами стоит следить

Суммарно во всех регионах и дивизионах профессионального сезона принимают участие 96 команд. В таком многообразии легко потеряться, поэтому я собрал список выдающихся коллективов, на которые стоит обратить внимание.

Team Spirit. Российская команда, действующий чемпион The International. На чемпионате 2021 года на нее не возлагали особых надежд, но по ходу турнира она смогла доказать, что с ней необходимо считаться. На протяжении всего сезона Team Spirit выступают на высочайшем уровне, нередко одерживают победы на «Мажорах», и за их выступлениями интересно наблюдать.

Virtus.Pro. Еще одна российская команда, которую до появления Team Spirit считали самой сильной в регионе. В основе состава — молодые игроки, которые стремятся продемонстрировать свой высокий уровень. Не все получается, но потенциал для развития и серьезной конкуренции на мировой арене присутствует в полной мере.

PSG.LGD. Легендарная китайская команда, сильнейшая в своем регионе, которая уже несколько лет подряд доходит до финала The International, но так и не стала чемпионом. На чемпионате мира 2021 года, до встречи с Team Spirit, команда проиграла всего две игры за целый турнир — что говорит о высоком классе игроков и их слаженном взаимодействии.

OG. Европейская команда, собравшая игроков из разных стран. Двукратные чемпионы мира. И пусть сейчас в этой команде не осталось никого из легендарного состава, но чемпионский дух ощущается до сих пор. Новые игроки молоды, вдохновляются старшими товарищами и показывают высокие результаты на профессиональной сцене.

Evil Geniuses. Лучшая команда последних лет в американском регионе. Она из года в год проходит на The International, и каждый раз болельщики не знают, чего от них ожидать. Один раз они могут вылететь с турнира в числе первых, другой — добраться до финальных стадий. В любом случае списывать ребят со счетов раньше времени точно не стоит.

Tundra Esports. Молодая европейская организация. В команде собрались игроки, которые не смогли прижиться в других коллективах. На удивление, вместе у них все получилось. Участники поражают разнообразием стратегий, и их игровой стиль довольно сложно описать словами. Тем интереснее будет посмотреть за ними во время The International, на который они отобрались по результатам сезона.

✍🏻 Что делать дальше, чтобы углубить понимание

Изучить героев и их способности. Чтобы лучше понимать, что происходит в игре, рекомендую на стадии драфта заглядывать в энциклопедию героев и кратко ознакомиться с их способностями. Со временем вы запомните самых популярных персонажей, их сильные и слабые стороны, а также поймете, чем может быть полезен каждый герой в сражении.

Запомнить основные стратегии и причинно-следственные связи. В игре существует множество эффективных связок героев и стратегий. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, но по мере просмотра матчей вы станете замечать, почему одни связки популярны, а другие — нет.

Также стоит обращать внимание на то, почему за одними действиями следуют другие. Например, почему после убийства Рошана вражеская команда старается не вступать в сражение до исчезновения «Аегиса». Или почему команда с преимуществом пытается принять бой ближе к базе противника. Таких связей много, но со временем они станут для вас очевидными.

Посмотреть, как играют профессиональные игроки, от первого лица. Одно дело — смотреть матчи профессиональных команд и видеть все, что происходит на карте. Совсем другое — наблюдать за игрой глазами игрока. Вы увидите, что часто они не располагают достаточным количеством информации для принятия грамотных решений и вынуждены действовать по обстоятельствам, рассчитывая на свой опыт и команду.

Рекомендую посмотреть трансляции следующих профессиональных игроков:

Получать удовольствие. В конце концов, мы смотрим соревнования именно для этого. Без этой составляющей все потеряет смысл — дайте шанс игре захватить вас.

Резюме

  • «Дота» как киберспортивная дисциплина комбинирует в себе черты высокоинтеллектуальных игр, таких как шахматы или го, и больших командных видов спорта, как футбол или баскетбол.
  • Основные правила и концепции не так сложны для понимания, как может показаться на первый взгляд. Чтобы начать смотреть профессиональные матчи, не нужно знать всех героев и их способности или понимать все фишки, которые используют профессионалы. Чем больше матчей вы смотрите, тем яснее становятся многие нюансы.
  • Весь год команды бьются друг с другом в региональных лигах, чтобы отобраться на главный турнир года — The International. Он точно заслуживает вашего внимания. В этом году он пройдет с 15 по 30 октября.
  • Не бойтесь упустить из виду или не понять, что происходит. Используйте это как катализатор к тому, чтобы прочитать про героя или предметы, узнать механики глубже и в дальнейшем осознать всю красоту увиденного на поле боя.

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Самая длинная профессиональная игра в Dota 2 стоила рассудка всем участникам. Хотя Valve предприняла значительные шаги по ограничению продолжительности игры, матчи в Dota 2 все еще могут длиться смехотворно долго. Недавние сезоны Dota Pro Circuit включали в себя игры, длящиеся более часа, а матчи в пабах теперь достигли четырехчасовой отметки. Тем не менее, профессиональные игры известны тем, что разрешаются быстрее, чем обычные рейтинговые матчи. Однако это не всегда так, и один матч 2015 года считается самым длинным профессиональным матчем в Dota 2, который когда-либо был сыгран.

Самая длинная игра в истории Dota 2 была между Cloud9 и ScaryFaceZ. Она длилась три часа и 20 минут, что остается рекордом для самого продолжительного киберспортивного матча по Dota 2 по состоянию на 2022 год.

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Матч состоялся 20 марта 2015 года в рамках группового этапа StarSeries Season 12: Europe and CIS. В этом составе Cloud9 случайно оказались одни из самых знаковых лиц в Dota 2, включая Йохана «N0tail» Сундштейна и Джеки «EternaLEnVy» Мао . Состав ScaryFaceZ был менее звездным, но в нем была будущая звезда Virtus.pro Роман «RAMZES666» Кушнарев. Из черновика ожидалось, что игра будет иметь быстрый темп благодаря Чену и Anti-Mage за Cloud9. Звездный отряд занял первую казарму на 40-й минуте и вернулся через 13 минут, чтобы закончить начатое, но дикая командная драка закончилась неудачно для C9.

https://youtube.com/watch?v=JonbjtOExLg%3Ffeature%3Doembed

Начиная с 53-й минуты игра превратилась в сплошной тупик. Два часа перезагрузки, перемежающиеся случайным падением казармы ScaryFaceZ или смертью на EternaLEnVy. Выкупы, Рошан, Божественные рапиры. Ничто из этого не имело смысла в беспорядочном ландшафте трехчасового матча.

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

SFZ прибегали к тому, чтобы сбрасывать Gems of True Sight перед своими древними вместо того, чтобы покупать часовых. Envy начала перевозить Gem и Heart of Tarrasque курьером, чтобы поменять их после открытия Black King Bar. Disruptor купил Mask of Madness, чтобы сделать свои рапиры более эффективными. Через 140 минут обнажилась сияющая древность. Он будет жить больше часа.

Самый длинный матч в Dota 2 сломал движок Source

Абсурдность самой длинной профессиональной игры в Dota 2 затронула не только игроков. Комментаторы Оуэн «ODPixel» Дэвис и Кевин «Purge» Годек начинали играть драматическую музыку каждый раз, когда Cloud9 высовывался на возвышенность, но, к сожалению, останавливали ее, когда понимали, что ничего не происходит. Их голоса стали напряженными, их концентрация внимания сократилась. Впервые в истории кастинга Dota 2 комментатору действительно не о чем было говорить.Даже сама Dota 2 сошла с ума. После ожесточенной командной драки на лучистой базе массивный эффект частиц Руки Бога Чена вышел из строя и остался на поле. Bristleback Михаила «QwisTa» Ильяшенко начал самовозгораться без видимых причин. Сам движок Source начал разваливаться.

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

После последней смерти на Anti-Mage EternaLEnVy ScaryFaceZ, наконец, покинул базу, чтобы сбежать в мид. После одного финального боя SFZ преодолели четвертый уровень и разгромили страшных древних, чтобы, наконец, выиграть игру. ODPixel и Purge преодолели свое недомогание, счастливые наконец-то освободиться от вечной игры. После всего этого Cloud9 и ScaryFaceZ оседлали вторую игру.С введением нейтральных предметов пятого уровня и развитием меты очень маловероятно, что этот рекорд когда-либо будет побит. Игроки просто стали слишком творческими и слишком опытными, чтобы поставить друг друга в тупик более чем на три часа.Но даже со всеми причудливыми условиями победы, которые появились у новых игроков, всегда найдется стратегия, которая остановит их. В следующий раз, когда вы окажетесь в ловушке на базе, подумайте о ScaryFaceZ. Если вы продержитесь, как они, возможно, вы тоже сможете сломать саму игру на пути к победе.

Дота 2 режимы игры — это совокупность различных режимов проведения матча, делающая игру более разнообразной.

Режимы

Виды получения золота и ресурсов в начале игры:

Ranked All Pick

Каждая команда по очереди выбирает любых героев.

Первые 16 секунд идёт стадия запретов (банов). Каждый игрок может предложить запретить героя. По окончании стадии банов случайным образом половина из предложенных героев запрещаются для выбора. Если было предложено нечётное количество героев, то округление в большую или меньшую сторону также определяется случайно. Затем команды по очереди выбирают себе героя.

  • Стадия запретов длится 15 секунд.
  • Команда, выбирающая героя в первую очередь, выбирается случайно, а оставшаяся команда получает право на последний пик. В остальных пиках команды в 2 блока по очереди выбирают по 2 героя.
  • На каждый выбор даётся по 35 секунд. Если время истекает, то все не выбравшие героя игроки из команды, чья очередь, начинают терять по 2 единицы золота в секунду.
  • Если никто не выберет героя в течение следующих 30 секунд, то случайному из оставшихся игроков этой команды выдаётся случайный герой.
  • Случайного героя можно выбрать только в первую и вторую очередь каждой из команд.
  • Случайного героя нельзя перевыбрать

Каждый игрок выбирает из всех героев.

Игроки могут свободно выбирать любых героев по собственному желанию из всех доступных в игре. Доступен выбор случайного героя. После начала матча также можно обменяться героями с союзниками по команде.

  • 75 секунд на выбор героя.
  • 75 секунд до выхода крипов, вместо стандартных 90.
  • Если игрок не успевает выбрать героя, то он будет терять две единицы золота в секунду до тех пор, пока не выберет его.

Single Draft

Каждый игрок выбирает из трех случайных героев.

Каждому игроку дается на выбор три случайных героя: один из силы, один из ловкости и один из интеллекта.

  • Обмен героями с товарищами по команде недоступен.
  • Случайный герой не даст дополнительное золото.

Random Draft

Игроки по очереди выбирают героев из общего пула, состоящего из 50 случайных героев.

Игра случайно выбирает 50 героев, пик героев аналогичен режиму Ranked All Pick.

Turbo

Для этого режима действуют те же правила, что и для All Pick. При этом в целях сокращения длительности матча есть несколько отличий:

All Random

Каждому игроку достается случайный герой.

Все игроки получают случайного героя, при этом всем игрокам дается дополнительно 200 золотых. Также здесь можно перевыбрать героя и он тоже будет случайным.

Captains Mode

Каждой команде присваивается капитан, который выбирает героев для своей команды и запрещает для противников.

Captains Mode обычно используется на турнирных играх. Выбор героев предоставляется одному из игроков капитану команды. Капитан последовательно выбирает и запрещает (банит) героев, для того, чтобы сформировать себе команду из пяти героев. После того, как капитаны выбрал пять героев, каждый игрок команды может выбрать героя выбранного своим капитаном. У капитанов есть 35 секунд на запреты и 35 секунд для выбора героев. Каждый капитан имеет 130 секунд бонусного времени, которое может быть использовано в течении выбора или запрета. Если закончится время, а капитан не выберет героя, то выберется случайный герой, а если идёт стадия запрета, то никакой герой не будет запрещён. Чтобы стать капитаном, нужно нажать на кнопку “стать капитаном”. Некоторые герои, которые были недавно добавлены в игру или переделаны, недоступны в этом режиме.

Captains Draft

Командам назначаются капитаны, выбирающие и запрещающие героев из ограниченного списка.

Выбор героев предоставляется одному из игроков капитану команды. Капитан последовательно выбирает и запрещает (банит) героев, для того, чтобы сформировать себе команду из пяти героев. В этом режиме в отличии от Captains Mode даются не все герои а только 27 случайных по 9 штук каждой характеристики сила, ловкость, интеллект. Чтобы стать капитаном нужно нажать на кнопку “стать капитаном”. Также в этом режиме доступны все герои.

Least Played

Игрокам разрешено выбирать только тех героев, за которых они играли реже всего! Это отличная возможность изучить новых персонажей.

Режим игры, где игрокам запрещается выбирать 40 любимых из лучших героев для конкретного игрока. Целью данного режима позволить игрокам сыграть и обучиться разными героями. Таким образом, все игроки выберут героев, которые ранее были для них незнакомы.

Limited Heroes

Играйте за героев, больше всего подходящих для новичков.

Ability Draft

Создайте уникального героя, выбирая способности из предложенного списка.

Режим игры, в котором игрокам выдаются случайные герои. Затем игроки по-очереди выбирают способности для своего героя. Способности можно выбирать по усмотрению игрока. Можно выбрать три обычные способности и один ульт.

All Random Deathmatch

Игроки получают нового героя после каждой смерти. У каждой команды 40 жизней.

В начале матча, каждый игрок получает случайного героя. Когда игрок умирает, он получает нового случайного героя. Предметы, надежное золото, уровень не пропадают. Каждая команда имеет 40 жизней. Игра заканчивается, если кончатся жизни или упадет крепость одной из команд.

1v1 Solo Mid

Потренируйтесь с другим игроком в игре на центральной линии. Игра окончится, когда один из игроков умрет дважды или потеряет башню.

Правила игры 1 на 1

  • Вы можете выбирать любого героя, даже повторно.
  • Враг не сможет увидеть вашего героя, пока не выберет своего.
  • Каждый игрок получает бесплатного курьера.
  • Первая руна не появляется.
  • Вы можете общаться с врагом в голосовом чате.
  • Тренеры допускаются к игре.
  • Игру можно завершить написав «gg» или покинув игру.

Лобби

  • — Играйте организованные игры с конкретными игроками или командами.
  • — Пригласите друзей и заполните пустые слоты ботами.
  • — Вы можете скрыть лобби из видимости других игроков, установив пароль в меню «НАСТРОЙКИ ЛОББИ».
  • В Лобби доступны все Дота 2 режимы игры из обычной игры а также два дополнительных.

Reverse Captains Mode

Также, как и в режиме Captains Mode, выбор героев предоставляется капитану команды. Но в отличии от стандартного режима, капитан выбирает героев не себе, а вражеской команде.

Mid Only

Этот режим отличается только тем, что в игре работает только центральная линия. По остальным линиям крипы не будут идти. Подходит для обучения героев, или в схватке 1 на 1. Также, есть возможность выбрать одинаковых героев.

Восстание Тьмы 2012

Особый режим, который был добавлен в Хэллоуин 2012. Особенностью данного режима было то, что игрокам не требуется разрушать вражескую Крепость, а нужно всего-лишь собрать достаточное количество конфет, и отнести их в корзину команды. Конфеты выпадали из особых крипов, которые являются маленькой копией Рошана. Конфеты также можно украсть из корзины врага. Каждая конфета уменьшает общее количество здоровья героя (10 конфет = 1 Очко здоровья!). Команда, которая соберет больше конфет по истечению времени – победит.

Во втором этапе режима, Рошан выходит из своего логова в поисках конфет, и будет преследовать случайного игрока, пока тот, не отдаст конфету Рошану. Затем, Рошан переключится на героя оппонента. Если Рошану не дать конфету, он убьет игрока.

В третьем этапе, игрокам обеих команд нужно объединить усилия, чтобы убить Рошана. В данном случае, Рошан силен, и имеет разные способности (к примеру способности  Invoker), а игроки не могут друг друга атаковать. Самые быстрые игроки, которые справились с убийством, награждались особым призом – курьером Golden Baby Roshan.

Отморожество 2012

Этот режим был добавлен в Новом году 2012. В данном режиме, игроки могут использовать своих гряволов в качестве героев, и в зависимости от гряволов – у них были разные способности. Целью режима – убить 11 лагерей гряволов, которые появлялись случайным образом на местах лесных крипов. Команда, которая быстрее убьет 11 лагерей – побеждает. О появлении гряволов игроков предупреждал новый комментатор Tusk. После завершения командам давались подарки, которые они могли открыть по желанию. Победившей команде давались Хорошие подарки, проигравшей – плохие (из плохих шанс выпадения предметов ниже).

Восстание Тьмы 2013

  • Удалены ежедневные бонусные герои;
  • Случайный герой выбирается из всех героев, кроме 25 самых редко выбираемых игроком;
  • Случайного героя можно выбрать только в первую и вторую очередь каждой из команд.
  • Пул выбора героев на случайном драфте увеличен с 22 до 24.
  • Пул выбора героев Captain’s Draft увеличен с 24 до 27 (с 8 на тип до 9).
  • Баны героев Captain’s Draft увеличены с 4 до 6.
  • Meepo больше не доступен в драфте способностей.

Уже утром в Сингапуре состоятся первые матчи The International 2022 — главного турнира по игре Dota 2. Лучшие команды мира до конца месяца будут вести ожесточённую борьбу за престижный трофей и огромный призовой фонд в миллионы долларов.

В преддверии главного киберспортивного события осени мы рассказываем, чем так важен предстоящий ивент и чего стоит ждать от TI в этом году.

The International 2022 по Dota 2 — в Okko! Присоединяйтесь к бесплатной трансляции Group Stage (15–18 октября) и смотрите записи игр Last Chance Qualifier по ссылке.

Чемпионат мира по Dota 2 ежегодно проводится летом или в первой половине осени. Первый The International в 2011 году был по сути анонсом новой игры в рамках выставки gamescom — чтобы привлечь внимание к своей версии популярной модификации Defense of the Ancients (DotA) для Warcraft 3, разработчики из Valve анонсировали неслыханный для киберспорта нулевых призовой фонд в размере $ 1,6 млн.

С ростом популярности киберспорта и Dota 2 главный турнир постоянно развивался, привлекая всё больше игроков и зрителей. Сам The International превратился в настоящий праздник «Доты» с анонсами разработчиков, внутриигровыми ивентами и так далее. А сумма, которую разыгрывали лучшие команды мира, росла с каждым годом благодаря любопытной модели краудфандинга с боевым пропуском для игроков.

К примеру, в прошлом году призовой фонд составил $ 40 млн, причём победившая Team Spirit из России выиграла более $ 18,2 млн — это рекорд для киберспорта. За ходом финала между «драконами» и китайской PSG.LGD одновременно следили более 2,7 млн человек, около миллиона — на русскоязычной трансляции.

Как долго длятся матчи и роли в Dota 2? какие термины используются

Оцените статью
Dota Help