Линии и укрепрайоны — вид долговременной фортификации, использовавшийся между Первой и Второй мировыми войнами.
Первая мировая война показала, что любое сколь угодно сильное укрепление можно разрушить — надо просто долбить в это место снарядами до посинения. Поэтому от отдельных фортов перешли к распределённым укреплениям, когда на поле боя в кажущемся беспорядке устанавливались сотни отдельных небольших объектов: огневых точек, бункеров, погребов, наблюдательных пунктов. Малые размеры облегчали маскировку и применение к местности. Бетонные стены выдерживали как минимум попадания 6-дюймовых снарядов — самых тяжёлых из «массовой» артиллерии (кстати, до сих пор). Более крупных пушек мало, они громоздки — пока их подвезут, да пока они умудрятся попасть в каждый из сотен отдельных бункеров — это сколько времени пройдёт?..
Pantherturm | |
---|---|
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | ![]() MAN, Daimler-Benz, MNH, Henschel-Werke, Demag |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1943—1947 |
Количество выпущенных, шт. | |
Основные операторы | ![]() |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8660 |
Ширина, мм | |
Высота, мм | |
Клиренс, мм | |
Бронирование | |
Тип брони | катаная низкой и средней твёрдости поверхностно закалённая |
Лоб корпуса (верх), | 80/55° |
Лоб корпуса (низ), | 60/55° |
Борт корпуса (верх), | 50/30° |
Борт корпуса (низ), | 40/0° |
Корма корпуса (верх), | 40/30° |
Корма корпуса (низ), | 40/30° |
Днище, мм | 17—30 |
Крыша корпуса, мм | 17 |
Лоб башни, | 110/10°[2] |
Pantherturm — башни танка Пантера, используемые в качестве разновидности стационарных укреплений — ДОТОв (долговременных огневых точек). Использовались штатные башни танков модификаций Ausf. D и Ausf. A, и с усиленной до 56 мм крышей и отсутствием командирской башенки. Существовало 2 модификации ДОТов с башнями от «Пантер». На конец марта 1945 года было произведено 268 Pantherturm-ДОТов.
Он же Pantherturm I — башня устанавливалась на бронированное основание, сваренное из листов толщиной 80 мм, толщина основания башни 100 мм. Основание состояло из двух модулей, боевого и жилого. На верхний модуль устанавливалась башня, и в нём же размещался боекомплект. Нижний модуль использовался в качестве жилого отсека и имел два выхода, первый — через потайную дверь к выходу из ДОТа, второй — в переходную секцию к боевому модулю.
Он же Pantherturm III — вариант ДОТа с бетонным основанием, отличался от Pantherturm I несколько увеличенными размерами модулей, выполненных из железобетона, но особых конструктивных отличий не имел.
Существовали упрощённые версии ДОТов, когда башня монтировалась только на верхний боевой модуль. Часто в качестве ДОТов применялись закопанные по башню повреждённые танки «Пантера».
Применялись на Атлантическом вале, на Готической линии в Италии, на Восточном фронте и улицах немецких городов.
- В годы Второй мировой «линиями» также называли рубежи с обычными полевыми укреплениями, пусть даже усиленные бетонными сооружениями. Разница примерно как между домом «нового русского» и избушкой лесника: если довоенные линии специально проектировались для прикрытия участков границы и включали в себя сооружения на грани платёжеспособности страны (доты-миллионники), то линии времен войны усиливались ДОТами по мере возможности, чаще всего из сборного железобетона, и на тех позициях, которые были.
-
- Черные кружки со стрелками (например, 416, 417) — ДОТ-ы фронтально-косоприцельного огня, каждая стрелка — сектор обстрела.
- Маленькие черные кружки с одной стрелкой (420) — малые ДОТ-ы
- Квадрат со стрелками вверх-вниз (410) — капонир
- Треугольник, вписанный в круг (407) — артиллерийский наблюдательный пункт
- Небольшие квадратики с тройными стрелками (405, 406) — орудийные площадки ТАУТ.
- В боях под Ленинградом было как минимум два места, где нами же вырытый ров стал крепкой немецкой позицией: Невский пятачок и район Красного Бора
- Противотанковые рвы ДОЛЖНЫ продольно простреливаться артиллерией — иначе они бесполезны
Военное дело, военная техника и транспорт | |
---|---|
Армии прошлого | Бронзового века • Древней Греции • Древнего и средневекового Китая • Древнего Рима • Средневекового Ближнего Востока • Средневековой Европы • Средневековой Японии (Самураи) • Эпохи Возрождения • Армия линейного строя • Царской России • СССР |
Вооружённые силы | Великобритании • Германии • Израиля • России • США • Японии |
Сухопутные войска | Бронетехника (Бронепоезда) • Снайпер |
Флот | Подводные лодки • Жаргон (Парусного флота • Современного ВМФ) • Паруса, рангоут и такелаж • Флагман |
Авиация | Вертолёты и конвертопланы • Махолёты (орнитоптеры) • Циклокоптеры и им подобные • Дирижабли • Поршневые самолёты • Реактивные самолёты |
Десант | История • Десанты ХХ века (Великой Отечественной) • Воздушный • После 1945 |
Доспехи | Восточные доспехи (Исламского мира и Индии • Дальнего Востока • Японские доспехи • Сибири и Аляски) • Лёгкие доспехи • Мифы о средневековых доспехах • Русские доспехи • Рыцарские доспехи • Современные средства индивидуальной бронезащиты |
Оружие | Огнестрельное и метательное: Артиллерия (Допороховая • Старинная • Современная) • Гранатомёты и ракетные установки • Ручные гранаты • Стрелковое оружие (Старинное • Под унитарный патрон) Прочее: Импульс и энергия для писателей фэнтези • Радиоэлектронная борьба • Оружие на новых физических принципах • Ядерное оружие |
Фортификация | Бастионная фортификация • город Выборг как музей фортификации • Городские стены • Замки • Караван-сарай • Кремли • Крепости Раджпутов • Полевая фортификация • Укрепрайоны и линии • Форты (Фортовые крепости • Flakturmen) • Японские замки |
Прочее | Основы тактики • Армейская организация и звания • Железная дорога |
← | Справочник автора |
Киевский укрепленный район, КиУР. Обведенные черным и пронумерованные участки — узлы обороны.
Типичная «линия» состоит из отдельных укрепленных районов. Между районам могут быть промежутки — но как правило это бездорожье, куда враг крупными силами не пойдет. Укрепрайон состоит из нескольких узлов обороны. Узел обороны — это группа долговременных сооружений, имеющих единую систему огня и действующих под единым командованием. Как правило, узел прикрывает какое-либо направление (дорогу, дефиле) и состоит из нескольких ДОТов, связанных между собой линиями связи и зачастую потернами (подземными ходами). За рубежом узел обороны часто по-старому называли фортом.
ДОТ — долговременная огневая точка — основная единица укрепрайона. Представляет собой хорошо защищенное сооружение с одной или несколькими амбразурами. В зависимости от времени постройки, страны и назначения ДОТы могли быть разными — от небольшого «однокомнатного» бункера на 1 пулемет до 3-этажного «миллионника» с 6-ю амбразурами.
Система огня ДОТов может быть, если грубо, двух типов: фронтальной и косоприцельной.
- Фронтальная — самая простая, когда амбразура смотрит на противника. Плюсы: доступно пониманию даже неграмотного, очень просто применяется к местности, может обстреливать местность на большую дальность. Недостаток: заметна также издалека и выносится артиллерией немедленно после открытия огня. Типично для Линии Сталина и в меньшей степени — Линии Молотова.
- Косоприцельная — пресловутые казематы Буржа. К противнику ДОТ обращен глухой стеной, огневые точки расположены сбоку (и прикрыты с фронта дополнительной стеной). Обстреливают местность перед соседними ДОТами — а те, в свою очередь, прикрывают подходы к нашему. Плюсы: малая уязвимость. Минусы: сложно применять к местности; трудно для понимания пехотных командиров. Типично для Линии Маннергейма, широко использовалось в линии Ленинград-43.
В принципе оба варианта имеют свою область применения, и реальные укрепрайоны как правило сочетали и ту и другую систему.
- ДЗОТ — деревоземляная огневая точка. ДОТ для бедных, сооружаемый из спичек и желудей силами пехоты. Относится к полевым укреплениям и строится непосредственно во время войны, на линии военного времени.
Противотанковый ров — принадлежность многих укрепрайонов. Идея, как всегда, была хорошая: делаем ров зигзагообразным. В изломах ставим противотанковые пушки для продольного обстрела рва (да, как в бастионах). Даже если танк в принципе может преодолеть ров, он будет вынужден снизить скорости и буквально «переползать» его. Или вообще ждать саперов. Тут-то ему в борт и прилетит.
Надолбы и «ежи» — тоже противотанковые препятствия, но в отличие от рвов более практичные. Дешевые. Трудозатраты на установку небольшие. Разбиваются только прямым попаданием (то бишь по снаряду на штуку, даже если попадешь — не жирно ли ?). Полностью непроходимыми не являются, но как минимум вынуждают танки ползти, а не лететь — и при этом, в отличие от рва, не «подсказывают», с какой стороны пушки стоят. Так что в том или ином виде применяются до сих пор.
Проволочные заграждения — препятствия против пехоты. Уже в фортах XIX века применялись кованые железные решетки. Они устанавливались во рвах вертикально. Штурмующим приходилось под огнем перелезать через них, в то время как эти решетки не мешали обороняющимся стрелять и наблюдать сквозь них. Недостатки: дороговизна, трудность замены при повреждении. Поэтому в дальнейшем заимствовали из полевых укреплений колючую проволоку. Во рвах стали размещать проволочные заграждения на низких кольях, во всю (или почти во всю) ширину рва (10..20 м). Другие варианты — высокие колья и спирали Бруно — использовали реже, так как они демаскируют позицию. В дальнейшем при постройке укрепрайонов применялись все имеющиеся разновидности.
Мины — тоже неотъемлемая часть укрепрайонов. Первые, еще несовершенные противопехотные мины применялись в Гражданской Войне в США (как кстати и колючая проволока). Второй раз о минах вспомнили в Первую мировую, где они использовались для усиления и без того непрогрызаемой обороны. Но всё это в полевой войне. Для фортификаторов же слово «мина» по-прежнему означало адскую машину, взрываемую в подкопе под вражеские укрепления. Кстати, такие штуки реально использовались и под Порт-Артуром (1904), и в Первую мировую в битве на Сомме (1916).
С началом же строительства долговременных укрепрайонов мины стали их неотъемлемой частью. Сначала противопехотные, затем и противотанковые. При этом назначение минных полей могло быть различным:
- часть ставилась на путях движения войск (дорогах, просеках) и прикрывалась огнем ДОТов для предотвращения разминирования.
- другие, напротив, ставились на подступах к ДОТам вне их секторов обстрела, чтобы исключить приближение штурмовых групп.
Несмотря на отдельные вопли в пользу запрещения мин, реально они до сих пор широко применяются.
Примечание: надо понимать, что в отличие от крепостей укрепрайоны никогда не предназначались для самостоятельной обороны: во-первых, у них по определению был открытый тыл, а во-вторых, помимо гарнизонов ДОТов было необходимо «пехотное заполнение» позиции, иначе отдельные ДОТы легко блокируются и уничтожаются (что часто и имело место).
Разрез финского дота-миллионника
План финского дота-миллионника
Пулеметная установка финского дота
План пулеметных многоамбразурных дотов (линия Сталина)
План советского дота Карельского УР — пушечный фланкирующий полукапонир (линия Сталина)
Примерно такой же дот как на плане (Сестрорецк, линия Сталина)
Дот (фланкирующий полукапонир) 62-го Брестского укрепрайона (линия Молотова)
Дот в спальном районе С-Петербурга (Купчино)
Дот на пл. Победы С-Петербурга (бывшая Средняя Рогатка)
Дот у Дома Советов С-Петербурга (Московская площадь)
Замаскированная пушка артиллерийской крепости Сан-Карло (перевал Сен-Готард)
Бронированная пулеметная установка с кривоствольным пулеметом (послевоенная)
- Линия Мажино
Французская линия укреплений по границе с Германией длиной до 400 км. Считалась самой совершенной (и уж точно самой дорогой) в Европе. Состояла более чем из 1000 боевых сооружений, включая 39 многоэтажных фортов. Общий гарнизон до 300 тыс.чел.
А в июне 1940 пехотные части 7-й армии немцев атаковали линию и таки прорвали ее в двух местах, причем даже без танков. Рецепт 1918 года: штурмовые группы, саперы, огнеметы, дымы. Плюс авиация.
Но к чести французов надо отметить, что «малая линия Мажино» — по границе с Италией — полностью выполнила свою задачу. Войска Муссолини не продвинулись ни на шаг, так что поднимать вопрос о дележке французских трофеев (флот, колонии) Дуче просто не имел морального права.
- Линия Маннергейма
Финская линия обороны на Карельском перешейке. Строилась с 1918 г. Общая длина 135 км. Состояла из 18 узлов обороны, каждый включал 4-6 опорных пунктов. Опорный пункт состоял из 3-5 ДОТов, в основном пулеметных. Все сооружения узла обороны связывались между собой траншеями, с пулеметными гнездами и стрелковыми ячейками. Доты строились в 2 этапа:
- 1920-36 г. — небольшие, одноэтажные, на один-три пулемёта, амбразуры фронтального обстрела, не всегда качественный бетон. В общем почти как на «линии Сталина». Всего построено до 200.
- 1938-39 г. — 7 дотов-миллионников (стоимость свыше миллиона марок, 4-6 амбразур, в т. ч. казематы Буржа, подземные казармы и проч.)
Фланги линии прикрывались береговыми батареями: в Финском заливе — на островах Бьорке, в Ладожском озере — в устье реки Тайпале. Сильной стороной финских укреплений было хорошее применение к местности. В труднопроходимых дебрях Карельского Перешейка даже сравнительно слабые доты, удачно расположенные и хорошо замаскированные, были очень эффективны. Развитая вокруг них сеть полевых укреплений делала взятие такой позиции еще более затруднительным.
30 ноября 1939 началась Зимняя война. РККА не имела достоверных данных о финских укреплениях. Некоторые утверждали, что таких вовсе нет. Но 17 декабря финские ДОТы вступили в бой. Попытки прорвать линию сходу провалились. Пропаганда обеих сторон преувеличивала мощь линии: советская — чтобы оправдать затягивание войны, финская — чтобы поднять боевой дух своих. Реально же «крепкими орешками» являлись только доты новой постройки (правда из них три — как раз в секторе Сумма, где наносился главный удар). Только после двухмесячной подготовки, произведя наконец нормальную разведку, сконцентрировав трехкратно превосходящие силы, РККА прорвала оборону финнов.
- Линия Метаксаса
Греческая линия укреплений на границе с Болгарией. Состояла из 21 независимых фортов. Каждый форт представлял собой комплекс сооружений, способный обороняться в любом направлении. Включал в себя блиндажи и казематы, артиллерийские пулемётные и миномётные доты, наблюдательные пункты, многочисленные входы и выходы. Подземные сооружения каждого форта включали в себя командный пункт, залы офицеров, залы рядовых, телефонный центр, кухню, резервуары воды, санитарные узлы, склады продовольствия (на 15 дней), медицинский пункт с операционной, аптеку, систему вентиляции, систему освещения (генераторы, керосиновые лампы, фонари и др.), канализацию, внешние боевые позиции, противотанковые преграды, позиции зенитных орудий и др.
Типичный форт имел 2-3 75-мм пушки, несколько противотанковых 37-мм орудий, 1 20-мм зенитный «эрликон», несколько минометов, до 30 пулеметов. Гарнизон — 400..500 чел.
- Линия Диль
- Линия «Полесье»
Польская линия, прикрывавшая границу с СССР. Создавалась на основе оставшихся немецких укреплений времен 1916-17. Немецкие бункеры, построенные в спешке и кустарным способом, конечно не были идеальными, но поляки вначале и такого не могли сделать — ограничивались ремонтом тех сооружений что были. К концу 30-х начали строить своё, но не успели: из 300 с лишним запланированных дотов закончили лишь около 100.
17 сентября 1939 РККА перешла бывшую польскую границу. Гарнизоны линии «Полесье» оказали сопротивление, иногда даже серьезное — местами приходилось применять против дотов огнеметные танки. Но линия не была сплошной (т. к. не была достроена), а часть гарнизонов была переброшена на запад. Так что задержать РККА «линия» не смогла.
А теперь самое интересное. Известный фантаст Резун извел много бумаги рассказывая, как Сталин взрывал «линию Сталина». И ведь свидетельства приводит — да, на старой границе в 1940 взрывали доты ! Но есть нюанс: доты эти были польские, с линии «Полесье», смотрели они амбразурами на восток и помочь РККА обороняться от немцев никак не могли. Потому часть из них и взорвали. Оставшиеся использовали как склады и прочая. А после войны в уцелевших сооружениях устраивали свои схроны бандеровцы.
- Линия Сталина
Советская оборонительная линия, прикрывавшая «старую» (до 1940) западную границу СССР. Включала первоначально 13 укрепрайонов. Строилась по большей части в 1920-х и начале 30-х. При дефиците материалов, техники и грамотных людей. В результате, как показали позднейшие проверки:
- качество работ было ниже плинтуса, бетон не соответствовал требованиям, дверей нет, и т. п.
- бронезаслонки амбразур и бронеколпаки защищают только от пуль, т. к. проектировались в 1920-е годы.
- необходимые земляные работы для очистки секторов обстрела не производились — отложили на угрожаемый период
- часть дотов поставлена просто неправильно — и ничего они, соответственно, прикрывать не могут
- эксплуатация дотов тоже велась неграмотно, в результате внутреннее оборудование вышло из строя.
- часть дотов просто затоплены
- гарнизоны неукомплектованы, имеющийся личный состав эксплуатировать технику не умеет.
- на вооружении числится «зоопарк» устаревших систем: французские пулеметы без станков, шведские пушки без снарядов, некомплектные пушки обр. 1877, и т. д.
- «на усиление» укрепрайонам выделены танковые роты, состоящие из древних танков МС-1 (Т-18), давно не на ходу, разукомплектованных.
Это, подчеркну, результаты проверок 1937-38 годов, когда эти доты составляли наш пограничный щит. После присоединения западенцев значение этих укрепрайонов тем более понизилось — так что большинство недостатков не исправили и в 1941. Не до них было.
А вот уже упомянутое уничтожение дотов — сказки товарища Резуна. Если что и взрывали, так упомянутые выше польские доты. А наши, как максимум, законсервировали. Но у них и без того было столько глюков, что боевой силой они к сожалению не являлись. Зато пропаганда сделала из «линии Сталина» вторую (как бы не первую) «линию Мажино». Тем горче было разочарование наших бойцов, надеявшихся покончить с отступлением на этой самой линии. Да и немцы удивлялись, когда «проскакивали» линию Сталина, даже не заметив её.
Добавим, что изначальная тактика использования укрепрайонов, предполагавшая заманивание врага за их линию с последующими действиями гарнизонов укрепрайонов против флангов и тылов прошедшего между ними противника, была к середине тридцатых признана пораженческой, то есть вредительской, любые перераспределения ресурсов в пользу укрепрайонов были просто невозможны, и наоборот, под ворошиловским девизом «бить врага на его территории» растаскивали их как могли. В результате склады и арсеналы стояли в лучшем случае полупустые, личный состав — далеко не из лучших, и тех недостаток, новых тактических схем, считай, не разрабатывалось. Фактически, линия укрепрайонов не была готова выполнять ту роль, для которой её строили, и не была предназначена для роли, которую ей отводили.
Всего немцы насчитали в захваченных ими укрепрайонах (т.е во всех кроме Карельского) 142 каземата и позиции для полевой артиллерии (калибра 76 мм), 248 казематов и бункеров для противотанковых орудий (калибра 45 мм) и 2572 казематов и бункеров для пулемётов.
- Линия Молотова
Советская оборонительная линия, возводившаяся по новой (с 1940) западной границе. Должна была состоять из более чем 5800 сооружений, реально начато строительство 2500, а закончено 880. В отличие от «линии Сталина», почти половина ДОТов планировалась как пушечные. По качеству новые укрепления были вполне на современном уровне. Но, как сейчас говорят, «из политических соображений» (возможно, из вредительских) почти все построенные ДОТы располагались на самой границе и были хорошо видны противнику. Соответственно, многие были блокированы и/или уничтожены в первые же минуты войны. Оставшиеся ДОТы, не образуя уже единой системы огня, не имея пехотного заполнения, частично недостроенные и недоукомплектованные, не могли остановить противника, хотя отдельные сооружения держались до 2 недель в полной изоляции.
- Ленинград-1943
Вскоре после прорыва блокады, в начале 1943, Совет Обороны Ленинграда принял решение укрепить южные границы города. Именно там немцы стояли ближе всего — 6 км до Кировского завода, чуть более 10 до Московской площади. Именно там (на самых до сих пор спокойных участках) находились наши самые слабые части, не оправившиеся еще от блокады — всех боеспособных отправили под Синявино. Один короткий удар мог привести немцев в городскую черту, где не было ни резервов, ни укреплений. Оборонительный рубеж, протяженностью свыше 20 км, должен был проходить по южному обводу города в границах: Угольный порт — Средняя Рогатка — Купчино — Александровская. Рубеж получил условное название «Ижора». В период с 20 мая по 1 октября 1943 г. на рубеже «Ижора» было построено 119 железобетонных артиллерийских и пулеметных сооружений.
Долговременные сооружения были одноэтажными и, как правило, имели: 1-2 амбразуры для пулеметных ДОТ, либо одну амбразуру для орудийных ДОТ. Защиту от крупнокалиберных снарядов обеспечивали железобетонные стены толщиной более 1 метра. Наблюдение за местностью и целеуказание осуществлялось с помощью перископа. Сектор огня пулеметных сооружений обычно составлял 60-120 градусов. ДОТы могли вести как фронтальный, так и фланкирующий обстрел, прикрывать соседние сооружения, обеспечивая многослойный пулеметный огонь. В состав рубежа входили как монолитные железобетонные сооружения, так и железобетонные сооружения сборной конструкции.
Значительное количество долговременных сооружений сохранилось до нашего времени, поскольку после войны на линии обороны был создан «Зеленый пояс славы» — цепочка парков, в которых, как следствие, не велась городская застройка.
- Линия Зигфрида (Западный вал)
Немецкая оборонительная линия по границе с Францией, протяженностью до 650 км. Построена в 1936-39 гг и состояла из 16 тыс. (!!) различных сооружений. В 1939 Германия, прикрытая с запада этой линией, получила возможность сконцентрировать все силы против Польши. После разгрома Франции линия потеряла значение и была разоружена и заброшена. Но в августе 1944 Гитлер приказал восстановить ее, усилив при этом полевыми укреплениями. Однако было уже поздно: ни лишнего вооружения, ни рабочих рук, ни времени Германия уже не имела, так что восстановление получилось лишь частичным. В конце 1944 — начале 1945 союзники без особого напряжения прорвали хваленый «Западный Вал», бывший неприступным только в передачах Геббельса.
- Швейцарский редут
После Первой Мировой войны, главнокомандующий швейцарской армией Анри Гизан предложил концепцию организации обороны получившую название «Швейцарский Редут» (или же просто Редут). Согласно ей, вместо укрепления обороны границ, возводились многочисленные замаскированные фортификационные укрепления по всей стране, дороги и мосты заранее минировались и подготавливались к взрывам, а также был принят указ, согласно которому в случае войны любой приказ о сдаче, даже от вышестоящего командования, считать дезинформацией. Все это создавало ситуацию при которой оккупация Швейцарии была слишком затратным и не имеющим смысла предприятием.
В 30-е годы, на волне постройки укреплений в Европе (прежде всего Линии Мажино, Льежского вала и Линии Зигфрида), швейцарская армия усилила Редут, причем артиллерийские форты были мощнее вооружены и лучше защищены, чем вышеупомянутые фортификации. К счастью, Швейцарии так и не удалось «опробовать» концепцию в действии.
- После войны
Появление ядерного оружия сделало укрепрайоны неприменимыми в «большой войне»: атомным взрывом можно разрушить любую мыслимую конструкцию, а неподвижность укреплений не позволяет в дальнейшем менять планы обороны. Поэтому новых линий не строили. Но уже построенные ДОТы продолжали использоваться, а некоторые (на Дальнем Востоке) вроде как и сейчас в строю.
Вооружение тоже слегка улучшалось: фильтровентиляционные установки (ФВУ) стали обязательными во всех ДОТах, пушки заменялись более мощными.
Одним питерским КБ была даже создана малогабаритная пулеметная установка, снаружи размером с канализационный люк. Ее особенность — кривоствольный пулемет, позволяющий не выставлять на поверхность ничего кроме конца ствола. Считается что даже наезд танка не сможет повредить эту установку. Уж не говоря про то что заметить ее можно только в упор. Двухэтажные подземные бункеры с такими установками использовались для усиления обороны Карельского Перешейка. Недостатки: малый ресурс кривого ствола, малая точность и дальность (из-за кривизны же), плохой обзор (только через прицел). Но как одноразовая «кинжальная» огневая точка на подходах к чему-то хорошо охраняемому — вполне сойдет.
Прорвать линию Суровикина
После Второй мировой войны и появления ядерного оружия считалось, что масштабные линии обороны и большие укрепрайоны не имеют смысла.
«По советской военной доктрине, для прорыва таких линий обороны готовились использовать тактическое ядерное оружие. По-другому быстро их прорвать невозможно», — отмечает Иван Киричевский.
«Были расчеты, что для стремительного прорыва одной танковой дивизии (это ориентировочно участок фронта до 5 км) нужно будет сделать два залпа дивизиона „Гиацинтов“ ядерными снарядами калибра 152 мм. 36 таких снарядов — и через какое-то время, когда немного спадет радиоактивная пыль, — вперед», — добавляет военный аналитик.
Но российско-украинская война во многом вернула старые подходы к войне.
Если украинская армия в первые месяцы 2022 года больше использовала маневренную оборону, которая позволила ей удержать Киев и Харьков, то Россия прибегла к оборонительной стратегии Второй или даже Первой мировой войны.
«Похоже, россияне в инженерном плане вдохновлялись линией Мажино», — говорит Иван Киричевский.
Факторами, которые помогли прорвать линии Мажино, Маннергейма и Зигфрида в прошлом веке, стали, прежде всего, превосходство в артиллерии, бронетехнике и авиации.
Сыграла свою роль и качественная разведка, а также подготовка и мотивация штурмовых пехотных групп – в противовес демотивации обороняющихся гарнизонов.
47-Я БРИГАДА ВСУ
Рассчитывать на преимущество в авиации и артиллерии украинской армии вряд ли приходится. Бронетехника, пусть и западная, в заминированных степях также вряд ли сейчас может быть серьезным аргументом.
Поэтому для продвижения ВСУ главной остается эффективность пехоты, которая, в том числе благодаря западным союзникам, имеет технологически более совершенную разведку.
«Сначала идут небольшие штурмовые группы пехоты, саперы снимают мины, а дальше уже происходит ограниченная поддержка бронетехникой. Конечно, это влияет на темпы продвижения», — объясняет Иван Киричевский.
21 сентября с российской стороны появились первые видео о том, что украинская бронетехника якобы действовала уже за первой полосой обороны линии Суровикина.
Аналитик американского Института исследований внешней политики Роб Ли первым описал этот прорыв так: «После нескольких недель в основном небольших атак пехоты без бронетехники, похоже, украинская 82-я воздушно-десантная бригада снова проводит атаку в направлении Вербового за линией противотанковых заграждений с бронетранспортерами Stryker, боевыми машинами пехоты Marder и бронемашинами MaxxPro».
Позже эту информацию подтвердили американские Wall Street Journal и Институт изучения войны (ISW), по данным которых украинская техника смогла пройти через противотанковые рвы и «зубы дракона» линии Суровикина в этом районе.
Очень важными для украинского наступления остаются средства разминирования и дымовые снаряды. И хотя они есть в пакетах западной помощи, например, из Германии, «их никогда не будет слишком много», говорит Иван Киричевский.
Другой важный фактор — время и погода.
«Ожидается, что два месяца осени еще должны быть теплыми и сухими, поэтому есть время до конца октября», — предполагает Иван Киричевский.
TELEGRAM ЮРИЯ БУТУСОВА
О том, что у Украины есть еще больше месяца для успешного наступления, говорил в интервью журналу Economist от 17 сентября и глава военной разведки Кирилл Буданов.
Но самое главное — это люди.
Россияне, по оценкам Киричевского, уже потеряли значительную часть защитников — на удержании первой линии с «лисьими норами». Это предположение подтверждается тем, что российское командование в августе перебросило в район Работино части 76-й десантно-штурмовой дивизии.
При этом российские «военкоры» еще с лета говорят об «огромных» потерях украинской армии во время наступления, из-за чего оно, по их словам, и не принесло значительных территориальных результатов.
Поэтому ключевые вопросы для всех сторон этой осенью — кому первому не хватит резервов и когда пойдут дожди.
Как прорывали линии обороны в прошлом
В военной истории известно несколько случаев прорыва мощных рубежей обороны, которые можно весьма условно сравнить с ситуацией вокруг линии Суровикина.
Это финская линия Маннергейма, французская линия Мажино и немецкая линия Зигфрида. Все они — инженерные сооружения времен Второй мировой войны.
В то время был еще «Атлантический вал» немцев и советские линии Сталина и Молотова. Однако первая создавалась в первую очередь для обороны океанского побережья, а последние две не обладали достаточной плотностью, чтобы даже условно сравнивать их с «линией Суровикина».
Как ее прорвать ВСУ и как преодолевали линии Маннергейма, Мажино и Зигфрида
- для Украинской службы Би-би-си
Так называемую российскую линию Суровикина на юге Украины уже сравнивают с крупнейшими инженерными оборонительными сооружениями времен Второй мировой войны.
Большая протяженность, мины, «зубы дракона», «лисьи норы», противотанковые рвы и несколько полос укрепленных траншей — все это заставляет украинских и западных военных обозревателей вспоминать линию Мажино, линию Маннергейма или линию Зигфрида.
В свое время их считали неприступными, но все три в итоге все же прорвали.
Что же такое линия Суровикина и как ее можно преодолеть?
Линия Зигфрида («Западный вал»)
Немецкая линия обороны, построенная в 1930-х на западных границах страны. Простиралась на 630 км от Швейцарии на юге до Нидерландов на севере.
Линия Зигфрида тоже состояла из «предполья», в которое входили мины, противотанковые рвы, колючая проволока, линии бетонных «зубов дракона» разной высоты, а также противотанковые ежи.
Далее шли две линии обороны из бетонных бункеров разного размера и глубины, бронебашен, укрепленных траншей, капониров для артиллерии и скрытых пулеметных точек.
ДОТы часто маскировали под гражданские здания и вписывали в рельеф (особенно на лесистых участках).
Эти бункеры имели продуманные сектора, чтобы прикрывать огнем друг друга, и соединялись телефонными проводами.
За двумя полосами укреплений немцы еще разместили линию противовоздушной обороны, чего не было на линии Мажино.
В первые месяцы Второй мировой войны (так называемая «странная война», когда ни одна из сторон не предпринимала активных действий) англичане и французы не решились крупными силами штурмовать линию Зигфрида.
TWIN CITIES PUBLIC TELEVISION
А позже фронт отодвинулся далеко на запад от немецких границ, поэтому с линии Зигфрида забрали вооружение и оборудование.
После высадки союзников в Нормандии в 1944 году и их успешного продвижения «Западный вал» начали спешно восстанавливать, но тогда Рейху уже не хватало ресурсов.
К тому же линия Зигфрида устарела и не была рассчитана для установки пушек, которые могли противостоять новым танкам 1940-х годов с более мощной броней.
Союзники использовали авиацию для успешной разведки и прорвали первые участки линии Зигфрида возле города Аахен в октябре 1944 года. Позже немцы отчаянно контратаковали через Арденны, что задержало союзников.
Новый штурм «Западного вала» они осуществили уже в начале 1945 года.
Имея преимущество в танках, артиллерии и авиации, союзники смогли постепенно преодолеть всю линию Зигфрида.
Они успешно уничтожали «зубы дракона» артиллерией, а минные поля преодолевали благодаря саперам и инженерным машинам разминирования.
Немецкие бункеры разрушали тяжелой артиллерией и авиабомбами.
Деморализованные гарнизоны немцев без снабжения, резервов и с нехваткой артиллерии продержались недолго.
IMPERIAL WAR MUSEUMS
При этом союзные силы все же потеряли при штурмах «Западного вала» десятки тысяч бойцов.
Но с точки зрения продолжительности обороны линия Зигфрида оказалась эффективнее линии Мажино.
Линия Суровикина
Американский Центр стратегических и международных исследований отмечает, что «российские укрепления в Украине являются самыми масштабными оборонительными сооружениями в Европе со времен Второй мировой войны».
Россияне начали строить их в октябре 2022 года, после успешного контрнаступления ВСУ в Харьковской и Херсонской областях.
В итоге на юге Украины им удалось создать оборонительную полосу длиной в сотни километров.
«Россияне довольно грамотно подошли к инженерно-фортификационному оборудованию на южном направлении», — предупреждал еще в мае этого года руководитель аналитического отдела фонда «Вернись живым» Антон Муравейник.
«Эта многокомпонентная линия обороны состоит из большого противотанкового рва, который не перескочишь на бронетехнике. Затем идет линия так называемых „зубов дракона“ из бетонных пирамидок в три-пять рядов. И между этим есть минно-взрывные заграждения. И только после этого идет непосредственно линия окопов и траншей», — описывал он ее в эфире подкаста «Фронтова поплава».
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Все, что идет перед основной линией укрепленных (иногда бетоном) траншей, называется «предполье». Оно должно задержать продвижение украинских сил. «Предполья» максимально заминированы — это огромные непроходимые площади, которые надо преодолеть, чтобы добраться до основных линий обороны.
При этом российские позиции есть уже и в этой зоне, но скорее в виде «лисьих нор» — систем небольших окопов и землянок.
«Эти „лисьи норы“ и небольшие укрытия для личного состава затем перерастают в разветвленные траншеи, которые могут окружать целое село», — рассказывает Украинской службе Би-би-си военный аналитик компании Defense Express Иван Киричевский.
На картах видно, что так россияне окопали, например, село Очеретоватое и город Токмак, который является одной из стратегических целей наступления украинских сил.
О том, как наступать в таких условиях, писал аэроразведчик Александр Солонько: «Степь, поле, посадки. Незначительные высоты и овраги, села, мелкие реки. Минные поля. Кем бы вы ни были — штурмовая группа на броне, эвак, аэро- или пешая разведка, — ваше передвижение видно издалека. Враг долго готовился к встрече».
Количество дорог и мест для обустроенных позиций ограничено — «почти наверняка в той или иной посадке есть по чему стрелять».
«Речь не просто о траншеях — там целая система окопов, блиндажей, местами настоящие тоннели», — отмечает аэроразведчик.
По его словам, в каждом окопе оборудованы позиции под различное вооружение: автоматические гранатометы, крупнокалиберные пулеметы, противотанковые ракетные комплексы. А поля вокруг посадок заминированы различными минами — от обычных противотанковых до «изысканных мин, ожидающих пехоту».
«Наши позиции на отбитой территории окружены минами и растяжками. Прокладываются пути на запад, саперы постепенно зачищают территорию», — добавляет аэроразведчик.
И несмотря на все это, украинской армии удалось пройти «предполье» в районе села Работино и прорвать первую линию обороны россиян.
Линия Маннергейма
Это полоса оборонительных сооружений, созданных финнами на Карельском перешейке недалеко от советской границы. Она пролегала от Финского залива на западе до Ладожского озера на востоке, ее протяженность составляла около 130 км.
Линию Маннергейма строили в 1920-1930-х гг. в свете «неотвратимого», по мнению финнов, наступления Советского Союза, которое действительно состоялось в 1939 году и вошло в историю как «Зимняя война».
В целом линия состояла из нескольких полос обороны.
Сначала шли препятствия из колючей проволоки, противотанковых рвов, деревянных и бетонных надолбов (тех самых «зубов дракона»), которые все вместе образовывали «предполье» основной линии обороны.
Также в «предполье» финны активно использовали плотины, которые перед наступлением врага взрывали, чтобы подтопить территории. Вода покрывалась тонким льдом и затрудняла продвижение советской техники.
Советские силы на некоторых участках потратили несколько недель, только чтобы пройти заминированное «предполье».
Далее шла главная линия обороны, состоявшая из железобетонных и гранитных ДОТов (долговременных оборонительных точек), ДЗОТов (деревоземляных оборонительных точек), траншей, землянок и пулеметных гнезд.
Среди финских оборонительных сооружений были также семь новейших и крупнейших ДОТов, которые назывались «миллионниками», потому что их стоимость превышала 1 млн финских марок.
За главной линией обороны была еще одна — резервная.
Всю основную полосу линии Маннергейма строили, учитывая сложный рельеф Карельского перешейка. ДОТы и ДЗОТы хорошо замаскировали деревьями и камнями, поэтому их можно было оборонять небольшими силами.
У советской разведки или вообще не было данных о расположении финских оборонительных сооружений, или же карты были неправильными.
Поэтому во время первых лобовых атак на линии Маннергейма финны отрезали пехоту от советских танков пулеметным огнем из невидимых амбразур, а затем уничтожили бронетехнику 37-мм противотанковыми пушками «Бофорс» и коктейлями Молотова.
Первые попытки Советского Союза быстро прорвать линию Маннергейма в декабре 1939 года закончились неудачей и сопровождались большими потерями. Советская армия начала новый штурм в феврале 1940 года, и он был уже более успешным, хотя таким же кровопролитным.
Тактика заключалась в том, чтобы после первой артподготовки провести долгую разведку боем и выявить основные бетонные ДОТы. Затем в дело вводили тяжелую артиллерию: 152-мм пушки, 203-мм гаубицы и 280-мм мортиры с бетонобойными снарядами.
Кроме того, минометным и артиллерийским огнем Красная армия оттесняла финскую пехоту, а штурмовики при поддержке танков уничтожали бетонные сооружения взрывчаткой.
Сначала линию Маннергейма прорвали на участке, известном как «Суммский узел» (укрепрайон «Сумма-Хотинен»), а затем финнов заставили с боями отступить на подготовленные позиции.
В целом линия Маннергейма серьезно сдержала продвижение советских войск вглубь Финляндии, несмотря на значительное преимущество Советского Союза в людях и артиллерии, а также несмотря на наличие танков и авиации, которых у финнов практически не было.
Но есть теория, согласно которой обе стороны преувеличивали мощь линии Маннергейма: финны — чтобы поднимать собственный моральный дух, Советский Союз — чтобы оправдать неудачи.
Об этом впоследствии писал сам Карл Густав Маннергейм в мемуарах, а также соратник Сталина Анастас Микоян — в собственных воспоминаниях.
Линия Мажино
Французская линия обороны, построенная в 1930-х годах для защиты от возможного наступления немцев.
Она пролегала вдоль восточной границы Франции от Италии и Швейцарии на юге до Бельгии на севере, общая длина — более 1000 км.
Участок возле Бельгии достраивали последним после того, как бельгийцы отказались от союза с Францией и объявили нейтралитет. Из-за нехватки денег и болотистого рельефа это «продолжение линии Мажино» было менее мощным.
Сама линия состояла из расположенных в шахматном порядке бетонных фортов с выдвижными бронебашнями, в которых размещались пулеметы и противотанковое вооружение. В ней также были пулеметные казематы между фортами и развитая подземная инфраструктура.
IMPERIAL WAR MUSEUMS
В тылу линии фортов подготовили пехотные позиции и узкоколейную железную дорогу, чтобы перевозить артиллерию.
Гарнизон состоял из специализированных «крепостных войск».
Целью линии Мажино было задержать наступление врага, чтобы дать возможность остальной французской армии подготовиться и мобилизоваться.
Но стремительное и успешное немецкое наступление через Арденны в Бельгии в мае 1940 года привело к тому, что немецкие ударные группировки обошли наиболее защищенные участки линии Мажино и подошли к более слабому участку.
Немцы смогли с помощью мощной артиллерии прорвать оборону французов в районе малого форта Ла-Ферте и их механизированные колонны вышли на оперативное пространство фактически в тылу основной линии Мажино.
Части французов начали отходить, чтобы не попасть в окружение, оставив ослабленные форты без прикрытия пехоты и артиллерии.
Также выяснилось, что укрепления не годятся для отражения атак с тыла — то есть для круговой обороны.
Немецкие штурмовые саперные отряды под прикрытием дымовых снарядов вплотную приближались к фортам и закладывали взрывчатку. На их стороне были также эффективные против укреплений 88-мм зенитные орудия и бомбардировочная авиация.
Таким образом немцы захватили участки линии Мажино и на франко-германской границе. Остальные укрепления позже сдались или были оставлены гарнизонами.
Основная проблема линии Мажино заключалась в том, что она строилась для «траншейной обороны» Первой мировой войны, в то время как быстрые прорывы немецких механизированных групп требовали маневренных ответных действий.