какие формы и технологии обучения используются в образовательных учреждениях

Какие формы и технологии обучения используются в образовательных учреждениях Дота

Дистанционные Образовательные Технологии (ДОТ) – что это такое?

Дистанционные Образовательные Технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

Целью использования ДОТ является предоставление студенту возможности освоения образовательных программ вне учебного заведения в удобное для него время и в удобном для него режиме.

Как проходит обучение?

Обучение студентов Техникума осуществляется в соответствии с Положением об организации учебного процесса на основе программы MUDLE:

  • На сервере дистанционного обучения (Образовательный портал Техникума) размещаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), включающие лекции, практические задания, тесты и другие учебные материалы по дисциплинам учебного плана специальности/профессии.
  • Студенты, обучающиеся с применением ДОТ, получают авторизованный доступ к учебно-методическим материалам, размещенным в среде MUDLE, позволяющей размещать учебные материалы и задания.
  • В течение семестра студент изучает учебные материалы в соответствии с учебным планом и выполняет задания, которые проверяются либо преподавателями(тьюторами), либо автоматизированно в программе MUDLE.
  • Результат проверки выполненной студентом работы становится известным студенту. Кроме того, тьюторы консультируют студентов путем использования средств системы управления обучением (MUDLE).
  • Сессии проводятся два раза в год, студенту на время сессии выдается справка-вызов.
  • Зачеты и экзамены принимаются преподавателем очно во время сессии (два раза в год).
  • Студентам, выполнившим полностью программу обучения в соответствии с учебным планом выбранной специальности/профессии, выдаётся диплом государственного образца.

Студент, обучающийся с использованием ДОТ, должен иметь:

  • Доступ к персональному компьютеру в удобное для него время
  • Доступ к сети Интернет

Какие формы и технологии обучения используются в образовательных учреждениях

В этой статье расскажем, какие формы обучения применяются в учреждениях образования, что такое электронное обучение и дистанционные образовательные технологии и как с их использованием происходит реализация образовательных программ.

Новости:  Матчи DOTA 2

Обучение – это единый процесс, который состоит из воспитания и обучения, а также приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции, которые, в свою очередь, направлены на разностороннее развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

Российское законодательство об образовании в настоящее врем предусматривает три возможных формы обучения (п. 2 ст. 17 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)):

1. Очная — подразумевает присутствие обучающегося на всех занятиях в каждый из учебных дней на протяжении всего периода обучения.

2. Заочная — подразумевает самостоятельное изучение всего или большей части учебного материала.

3. Очно-заочная — подразумевает присутствие обучающегося как минимум на половине занятий в каждый из учебных дней на протяжении всего периода обучения, либо эквивалентная величина, вычисленная за неделю.

Такое разделение сделано не случайно, а в связи с тем, что форма обучения подбирается с учетом потребностей, возможности личности, а также в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся.

Между тем квалификационные требования к обучающимся, учебный план, методы контроля знаний, а также итоговая аттестация не зависят от формы обучения и равнозначны при любой из них.

Две последние формы обучения (заочная и очно-заочная) очень популярны и востребованы среди тех людей, которые совмещают такое обучение с работой, творческой деятельностью, спортом, либо иными формами деятельности. Также эти формы обучения привлекательны из-за более низкой стоимости обучения по сравнению с первой (очной) формой обучения.

Вместе с тем ст. 16 Закона об образовании допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий:

  • электронного обучения (ЭО),
  • дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Применение ЭО и ДОТ возможно при реализации как всей образовательной программы, так и ее части (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»).

Правила применения ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ (основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ) установлены Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ».

Между тем не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, в связи с чем Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО.

Довольно часто обучение в заочной форме называют «дистанционным обучением». Это является в корне неверным, так как применение ДОТ и ЭО возможно при любой из форм обучения, в том числе при очной, поскольку ДОТ и ЭО — это не форма обучения, а всего лишь новейшие технологии, позволяющие произвести реализацию образовательной программы в соответствии с современными методами и способами обучения.

Таким образом, реализация любой образовательной программы происходит исключительно в предусмотренных Законом об образовании формах обучения — очной, заочной, очно-заочной. Вместе с тем применение ДОТ и ЭО не является обязательной составляющей обучения, но их применение согласовывается с современными технологиями обучения, которые предусмотрены действующим законодательством РФ при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность функционирующей электронной информационно-образовательной среды.

Какие формы и технологии обучения используются в образовательных учреждениях

Что такое заочная форма обучения?

Можно ли выбрать для своего ребенка что-то кроме очного обучения в школе?

Закон об образовании утвердил две формы получения образования:

• В организации, осуществляющей учебную деятельность, где доступны следующие формы обучения: очная, заочная, очно-заочная;

• Вне организации – семейная форма обучения, самообразование.

В Международной школе завтрашнего дня (МШЗД) можно получить образование на заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Целью использования Школой ДОТ является предоставление ученику возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (или временного пребывания).

Обучающийся зачислен в школу на учебный год для обучения и аттестации. Предполагает заочное (без посещения школы) освоение учебного материала.

Текущий контроль успеваемости проводится на основании заочно написанных контрольных работ, диктантов и т.п. с выставлением за них текущих оценок и с промежуточной аттестацией* за год на основании этих текущих оценок.
Итоговая аттестация** проводится очно — с явкой на экзамены в школу.

Ученик, обучающийся с использованием ДОТ, должен иметь:
• Исправный компьютер, принтер и сканер
• Доступ к сети Интернет

Родитель обязуется:
• Пройти обучение по формам и способам организации учебного процесса при заочной форме освоения общеобразовательной программы
• Обеспечить оборудованное рабочее место учащегося
• Строго соблюдать порядок и сроки проведения текущей и промежуточной аттестации
• Своевременно производить оплату услуг Школы в соответствии с договором

Как проходит обучение?

В соответствии с организацией учебного процесса на отделении заочного обучения в МШЗД:

• На сайте размещается список учебников, календарно тематическое планирование (КТП) и индивидуальный учебный план (ИУП)

• Родитель получает авторизованный доступ к личному кабинету ребёнка

• Ученик изучает учебные материалы в соответствии с учебным планом и высылает выполненные задания, звуковые файлы на проверку преподавателю через модуль Задания в личном кабинете

• Результат проверки преподавателем выполненной работы передается учащемуся в личном кабинете. Задать вопрос учителю можно также через личный кабинет в модуле Сообщения

• Текущий контроль успеваемости в виде интернет-аттестаций проходит по всем предметам учебного плана МШЗД согласно графику в индивидуальном учебном плане (ИУП)

• Участие в очных диагностических и проверочных работах по требованию Рособрнадзора и Московского центра качества образования

• Ученикам, прошедшим полный курс обучения и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам соответствующей ступени общего образования (основного общего либо среднего общего образования) выдается аттестат государственного образца. В аттестате не отражается факт использования дистанционных образовательных технологий.

Академические права — пользование библиотекой школы, участие в олимпиадах, внеклассной деятельности и т.п. у обучающихся разных форм равны, возникают с момента зачисления в школу.

Социальные льготы/компенсации — на проезд, билеты в музеи и пр. предоставляются школьникам. Школьниками считаются учащиеся образовательных учреждений (в т.ч. заочники). В школе можно получить справку об обучении и по этой справке получить нужную вам льготу.

*Промежуточная аттестация — аттестация за учебный год (класс). Проводится школой или другой организацией, имеющей право на проведение аттестации.
**Итоговая аттестация (государственная итоговая аттестация, ГИА) — обязательная аттестация при любых формах получения образования и формах обучения. Проводится по окончании 9 и 11 класса за ступень, соответственно среднюю и старшую, по контрольно-измерительным материалам (КИМам) Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В 9 классе ГИА проводится в форме общего государственного экзамена (ОГЭ). В 11 классе ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Допуск к итоговой аттестации предоставляется после прохождения промежуточной аттестации за соответствующий класс (9 или 11).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 N 137 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формы обучения, отличные от очной

Какие формы и технологии обучения используются в образовательных учреждениях

Действующее законодательство РФ, а именно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании), допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий:

Эти два понятия достаточно тесно соприкасаются между собой, но все же имеют определенные различия. Однако, многие этих различий часто не замечают. Поэтому мы попробуем с вами разобраться, в каких случаях целесообразно использовать ЭО, а в каких ДОТ.

Электронное обучение. Под ним понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Иными словами, здесь речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен.

Дистанционные образовательные технологии. В отличие от ЭО под ДОТ понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды для реализации такого взаимодействия здесь не является обязательным, более того, оно может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей (например, пересылка материалов по почте и т.п.). Примером применения ДОТ могут быть занятия, при которых обучающийся и/или педагогический работник находятся вне аудитории.

В связи с тем, что эти два понятия очень тесно переплетаются между собой в большинстве случаев организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют смешанное обучение, совмещая при этом ЭО, ДОТ и/или обучение в учебных кабинетах. Между тем не запрещается применять и исключительно ЭО, ДОТ. В этом случае создание электронной информационно-образовательной среды является обязательным, в связи с чем нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО.

Причем при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть применены разные модели обучения (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»):

  • исключительно дистанционное обучение (освоение образовательной программы происходит полностью удаленно с использованием специальной дистанционной оболочки, через которую происходят все взаимодействие с педагогическим работником),
  • частичное использование ДОТ (реализация образовательной программы происходит посредством чередования очных занятий с дистанционными).

Также необходимо иметь в виду, что не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, например, Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО.

Между тем при реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательно среды, которая включает в себя:

  • электронные информационные ресурсы,
  • электронные образовательные ресурсы,
  • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся образовательной программы в полном объеме независимо от места его нахождения.

Необходимо иметь в виду, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления такой деятельности признается именно место нахождения такой организации или ее филиала, независимо от места нахождения самого обучающегося (п. 4 ст. 16 Закона об образовании).

Следует добавить, что в настоящее время Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816.

Оцените статью
Dota Help