анализ переулков экспериментов и переулок пророчеств с точки зрения философии экзистенциализма

В 1998 году Рютаро Накамура выпустил аниме под названием «Эксперименты Лэйн». Рисовкой занималась студия Triangle Staff.

Не смотря на то, что сериал вышел более 20 лет назад, он актуален по сей день. Это необычный сериал в жанре научной фантастики, также это адаптация одноименной игры.

Начинается с того, что на почту одноклассниц Лэйн Ивакуры приходят сообщения от недавно умершей девочки, где та говорит, что живёт теперь в сети. Сюжет необычный. Предсказать его невозможно. Кто такая Лэйн на самом деле? Кто ее родители? Кто лучше хакеры Рыцари или загадочные компания Тачибана? Смерть от Интернет игры? Каждый ответ на вопрос вас шокирует.

В аниме поднимаются темы дружбы, лжи, одиночества, личности для разных людей. Ведь и в реальной жизни мы с разными людьми проводится по-разному.

Атмосфера Некоторые ужасные или шокирующие факты подаются в спокойной обстановке и это придает большего ужаса.

Есть вещи которые над которыми надо подумать, чтобы понять сюжет. Произведение это непростое. Да и не для детей. Я бы посоветовала его смотреть взрослым.

Поговорим о главной героине. Это тихая и спокойная девочка 14 лет. Ее озвучивала Каори Сумидзу. Лэйн пытается понять, кто на самом деле отправил страшные сообщения. Изучая интернет у нее появляется идея объединить два мира — реальный и виртуальный. Но она сталкивается с двоими организациями. Одни за этот план, а другие против. Кто же из них прав? А последствия очень печальные. Какую сторону не выберет Ивакура, результат — трагедия.

Содержание
  1. Эффект VHS — включён.
  2. Провода, проросшие в ядро мира
  3. Письма из иного мира
  4. Матрица дала сбой
  5. От тихони к божеству
  6. Персонажи, вызывающие восхищение
  7. Нажмите «старт» для подключения
  8. Миллион посылов в одном тайтле
  9. Существует не только аниме-сериал, но и игра на PS1
  10. Знакомые лица в незнакомых ситуациях
  11. Как играется, как влияет и что рассказывает?
  12. Точки отсчёта
Новости:  IntelliMouse Explorer

Эффект VHS — включён.

«Эксперименты Лэйн» — аниме, вышедшее в (июле-сентябре) 1998 году, то есть сейчас ему 24.5 года, т.е. сериалу старше многих пользователей Шикимори. Нынешное аниме, к сожалению, превратилось в «исекайное месиво»: очень конвейерное и/или очень безыдейное (это не про всё аниме, самой собой). А «Эксперименты Лэйн» не такое как они, оно просто другое — и мне это нравится.

Примечание: Картинки тайтлов выбраны абсолютно случайно, не ищите тут «глубинный смысл» 😉

Атмосфера.    Первое, что в, первую очередь, чем мне запомнилось данное аниме — это атмосфера. Я бы сравнил её с «тихим сумасшедшим», живущего в 90х годах, у которого и шизофрения, и депрессия, и нарушения визуальной реальности, и чрезмерная застенчивость, и тревога, и другие неизвестные мне недуги, однако он ведёт себя тихо, спокойно, слыша лишь неприятный шум: шум шипения пленки, шум ЛЭП (линий электропередач), заставляющий сходить его с ума. Тишина и шум — особенности тайтла, его инструменты повествования, и в отдельных сценах это сильно давит на мозг зрителя, пытаясь с ним как бы общаться через экран. Самый очевидный пример: сцена из 13 серии «Кто я?» (ссылка на видео ниже). И это не плохо, и не хорошо, а данность, к которой не все могут привыкнуть.

Визуал.    Визуально аниме устарело, и это понятно, вышло же оно очень давно, и вдобавок, бюджет видимо был небольшой. Но плохо ли это? Нет. Его стилистика, дизайн персонажей (стоит сказать спасибо ) создают свой стиль, который я бы описал как «засвеченный киберпанк» (хотя это киберпанком сложно назвать, но можно), поэтому спустя много лет, оно смотрится самобытно и уникально, не забывая про атмосферу само собой. А если смотреть его через старый телевизор, поддерживающий VHS-кассеты, то, определенно, глубина атмосферы увеличится, а опыт от просмотра станет ещё уникальнее.

Про сюжет.    Чего мне так и не хватило, так это сюжета. Конечно, я понимаю, что «Эксперименты Лэйн» это не про сюжет, а про мысли и идеи авторов, которые воплотились в аудиовизуальный поток сознания и информации на экране и достигают зрителя через персонажа . Конечно, сюжет всё-таки присутствует, однако он разбит, разбавлен, метафорен и в большей степени не понятен с первого просмотра. Если бы не это, возможно, оно бы стало одно из фаворитов среди аниме.

О чём?    В психологию я не умею, поэтому сказать конкретно в чём «тот самый истинный смысл» данного аниме я не смогу (т.к. полноценные обзоры/статьи/рецензии писать не умею, пока что), однако это и не нужно, ведь, как я думаю, задумка «Эксперименты Лэйн» является дать зрителю рассуждать: о себе как личности, о самоидентичности, о семье, о Сети и её влияния, о информации, о религии, о Боге, о жизни и смерти. Это темы, которые заметил лично я, но Вы могли заметить что-то совершенно другое. Как раз в этом и смысл. Каждый увидит что-то своё, каждый подумает и раздумывает по-своему, кто-то захочет проникнуться глубиной идей и мыслей тайтла, а кто-то нет. «Эксперименты Лэйн» идейно-психологически ничуть не устарел, поэтому такие цитаты из этого произведения как «Сеть и настоящий мир — одно и то же.» и «Если тебя не помнят, возможно, ты никогда не существовал.» имеют смысл и в нынешнее время.

Итого.    А в итоге, стоит ли смотреть его? Думаю, что стоит.    Если Вы устали от нынешнего состояния аниме-сериалов и в целом аниме-индустрии, то взгляд на тайтлы прошлого, как и данное аниме, может стать новым глотком свежего воздуха.    Я понимаю и тех, кто кличут его шедевром, и тех, кто кличут его мусором, потому что «Эксперименты Лэйн», как я уже говорил, отличается от других, построен совершенно по-другому. Считаю, что его не стоит смотреть фоном, а нужно именно смотреть, а в лучшем случае рассуждать вместе с ним. Хотя лично я не раз уставал во время его просмотра, но по итогу я не разочарован, особенно спустя длительное время.    Оценка: 8 из 10, хотя раньше я поставил ему 7.

P.S. Ещё выделю опенинг сериала. Какая же тут классная песня, и визуал, в принципе, неплох.

Также пришлось удалить и заново создать обзор из-за наличия тупых грамматических ошибок

Анализ переулков экспериментов и переулок пророчеств с точки зрения философии экзистенциализма

«Лэйн» — аниме не про людей и не для людей. В принципе, на этим можно было бы и закончить рецензию. 🙂

А про что? Про Алису, за которой не пришёл кролик. Про мировой заговор. Про Интернет. Про бога. Про эволюцию. Про что угодно, только не про людей. И даже тотальная победа человеческого в конце этого не меняет.

Лэйн, сидящая в своей пижаме в пустой комнате у подоконника с игрушками, сама игрушка — пустая и, в общем-то, почти никому не нужная. Её родители больше напоминают подвисающие компьютерные программы, которые функционируют, только на них смотреть. Её квартира — незаполненное пространство, залитое белым светом. Её город наполнен какими-то механизмами, не людьми.

Неудивительно, что из этого мира хочется уйти в Сеть.

«Лэйн» рассказывает историю слияния реального мира и Сети, и главного — добивается: повествование, скача от первого лица к третьему, в итоге заставляет зрителя погрузиться. Поверить, что «она и правда всегда где-то рядом, смотрит на тебя».

Сознание можно очистить. Способ так прост: чтобы не было негативных эмоций, все должны полюбить друг друга; а чтобы любить друг друга, все должны соединиться. Ой. Нет, само собой, я верю авторам, клянущимся, что Евы они не видели. Наверное, мимо Земли просто в это время пролетала комета, поселившая такую похожую мысль в головы разных людей. Впрочем, похожесть обманчива; в Еве идея всеобщего объединения идёт от этих самых эмоций, в «Лэйн» же скорее наоборот — от разума, от сознания ограниченности естественной эволюции.

Вот и нашёлся такой человек, который знал, как этого добиться. Попутно и себя не забыл, конечно, прописав свою личность как бонус к седьмому протоколу (т.е. айпишнику, состоящему из семи групп цифр). Тем самым став всевидящим и всеведующим. Но не всемогущим.

Вообще говоря, в «Лэйн» очень много интересных тем и мыслей (я бы вообще назвала сей сериал средоточием киберпанка), но, в отличие от всяких там, эти самые мысли никто не формулирует. Более того, никто даже не задаёт вопросов. Никто не ведёт дискуссий на тему того, например, что такое бог, хотя интерпретация этого понятия в сериале присутствует. Нам говорят: «того, чего никто не помнит, никогда не существовало,» — но никто не собирается дискутировать на эту тему.

Поэтому от «Лэйн» очень сильно веет отсутствием желания заинтересовать зрителя. Никто с ним не заигрывает. Никто под него не подстраивается. Никто ему ничего не объясняет. Даже анонсов следующей серии там нет. Ощущение не-коммерции витает в этом сериале прямо-таки ощутимо. Он как будто бы делает зрителю одолжение, позволяя себя смотреть. (Забавно, вообще говоря, что этот дух присутствует чуть ли не во всех работах, которых так или иначе коснулась рука Абэ, — даже в тех, сценарий которых писал не он).

При этом там есть отдельные весьма цепляющие истории и моменты. Про Мику, которая стала disconnected. Про родителей Лэйн (вообще прощание Лэйн с отцом — которое остаётся всё таким же пусто-безымоциональным — мне хочется записать в «самые трогательные сцены аниме», да). Про Алису, ясное дело.

Внимание, в тексте имеются существенные спойлеры!

Предметом обсуждения статьи является телевизионный сериал под названием «Serial Experiments Lain». Ссылки на многие детали тайтла будут опущены, оставлены только те, которые имеют прямое отношение к интересующей нас теме.

Зритель знакомится с сериалом в момент, когда Лэйн, ученица начальных классов высшей школы, получает по электронной почте письмо от своей одноклассницы, которая недавно покончила жизнь самоубийством. Погибшая девочка сообщает, что она все еще жива и находится в «Сети» (что-то очень похожее на современный Интернет) и что там есть Бог. Это то сверхъестественное, с чего начинаются интригующие события тайтла.

В последующих эпизодах Лэйн оказывается существенным образом вовлечена в события мира Сети. Она становится обладателем мощного компьютера и таинственные помощники снабжают ее специальным оборудованием, позволяющим полностью погрузиться в цифровой мир. Однако история оборачиваются своей темной стороной, когда Лэйн обнаруживает, что кто-то, очень похожий на нее, начинает распространять грязные слухи о ее подругах. Ее единственная хорошая подруга, девушка с именем Арису, ошеломлена, когда ее одноклассницам становится известно про ее увлечение школьным учителем. Лэйн узнает, что в Сети имеется другая Лэйн, порочная и жестокая часть ее самой, которая причиняет боль ее друзьям.

После череды событий Лэйн встречает Бога Сети, умершего программиста, который сумел связать человеческое подсознание с Сетью, используя вымышленный феномен «естественного резонанса» природы. Он сообщает ей, что люди и их опыт существуют только как информация. Он воспринимает мир, как субъективную реальность, отсылающую нас к «1984» Оруэлла. Если что-то забыто, значит этого никогда не было. Он распространяет эту идею на человеческое существование, называя людей «программами». Он также говорит ей, что она единственная мыслящая сущность Сети. Он утверждает, что именно он создал ее личность и ее тело, она только его гомункул.

Лэйн покупается на утверждения Бога и начинает пользоваться преимуществами ее вновь приобретенной власти. Она обнаруживает, что может манипулировать реальностью и удаляет память о тех слухах, которые распространяло ее альтер-эго, оставляя нетронутой память только одного человека, ее подруги Арису.

Другой фактор, усиливающий сюрреалистическое впечатление от серии, — это повторяющиеся отсылки к Розуэлльскому инциденту. В одной из сцен Лэйн действительно показана в виде инопланетянина из научно-фантастических фильмов. Тайтл отсылает нас к ранней истории Интернета, упоминая американских ученых 50-х годов, которые выдвинули идею Интернета задолго до того, как это технически стало возможным. Эти части тайтла выглядят почти как документальная хроника.

Далее я привожу отрывок беседы, которая происходит между Лэйн и Богом сразу после сцены с Арису.

Лэйн продолжает, говоря, что (фальшивый) Бог на самом деле деле — Бог-заменитель, выдающий себя за кого-то еще. Кто этот кто-то, в тайтле не объясняется. Он, однако, может быть высшей силой, имеющей отношение к инопланетянам, которые несколько раз упоминаются в сериале.

Лэйн разрушает божественный персонаж, нажимая клавишу перезагрузки. Она осознает, что Сеть — это не высший уровень реального мира (во что она до этого верила), а только способ соединения человеческой памяти с подсознательным. Финальный эпизод подразумевает, что сама Лэйн и является сущностью человеческого подсознательного. Serial Experiments Lain — мрачный и непонятный тайтл, особенно для западного зрителя. Однако, если рассматривать события Лэйн с точки зрения отношений между Японией и США в период после 2-й Мировой Войны, все становится гораздо прозрачнее.

После окончания войны в 1945-м Япония была оккупирована Соединенными Штатами, до 1951-ого года. Этот период времени стал определяющим для японо-американских отношений, вплоть до настоящего времени. Хотя в первое время американские оккупанты вели себя вполне демократично, все поменялось в 1947-м, когда японские настроения стали меняться в сторону социализма. В период, известный как время «Обратного курса», многие лидеры довоенной Японии были возвращены к власти. Профсоюзы были разгромлены, в таком состоянии они остаются до настоящего времени.

Однако оккупация имела следствием демилитаризацию Японии. Также американская оккупация помогла перенацелить Японию на экономическое развитие. Правительство встало на защиту местной промышленности. Сама промышленность выиграла от поражения страны, государство-семья превратилось в государство-компанию. Самурай превратился в торговца, корпоративного торговца.

Если обеспечить победу наз Западом в военном отношении было целью предвоенной Японии, победа над Западом экономически стало задачей Японии послевоенного времени. Японский народ оставался под воздействием пропаганды, нацеленной на защиту интересов японских верхов. Дополнительно, одной из причин ускоренной индустриализации Японии была защита интересов США. Профсоюзы были разгромлены и интересы промышленности защищены за счет свертывания демократии потому, что США нужна была опора для их капитализма в Азии.

Японское послевоенное экономическое чудо было следствием вестернизации. Япония отчаянно пыталась нагнать Запад с того момента, когда коммодор Перри «открыл» двери Японии для Запада в 1853-м году. По любым материальным меркам Японии это удалось. В 1980-х годах Япония вплотную придвинулась к тому, чтобы обогнать США и стать самой большой экономикой мира.

Однако вся эта погоня за экономическим успехом оставила японскому обществу одну фундаментальную проблему: если все, что мы делали, — это импорт западных идей, то что в нас осталось японского? Это отразилось в популярности японского жанра публикаций, известного как nihonjinron или теория японской идентичности. Парадоксально, в рамках жанра также приобрели популярность работы зарубежных авторов, критикующих Японию. Хотя японские ученые, утверждающие, что не-японские авторы неспособны разобраться в проблемах Японии, обычно игнорировали подобные работы.

«Повесть о Гэндзи» Тоса Мицуоки (1617—1691) переведена на современный японский язык в 1952 г.

Nihonjinron стала частью риторики об японской исключительности непосредственно перед войной. Хотя она не утверждала, что японская нация предназначена провидением для господства над всем миром, все же она упирала на ее внутреннее превосходство и особый «дух». Она описывала западную культуру как бесплодную и западное общество как атомизированное и разобщенное, в противовес сплоченным японцам. Утверждалось, что японская культура более теплая и гуманная. Она также подчеркивала японскую способность «понимать без слов».

Nihonjinron также эксплуатировала идею гомогенности японского общества, что вообще-то по большому счету является мифом. Дискриминация существует и в Японии, наиболее известная по отношению к буракуминам, потомкам людей, чья профессия считалась «нечистой» в эпоху конфуцианского периода Эдо, и по отношению к корейцам, даже родившимся на территории Японии.

С учетом сказанного, история Лэйн начинает вписываться в общую картину. Фальшивый Бог и его видение Сети символизируют Запад в целом, или, точнее, Соединенные Штаты. Тот факт, что характер Лэйн был частично создан Богом, по всей видимости отсылает нас к американской оккупации, которая вылепила из Японии то, чем она является сегодня. То, что Бог относится к людям, как к безликим «программам», соотносится с nihonjinron описанием холодной западной культуры.

Лэйн, однако, это отвергает. Арису, являющаяся обобщенным образом простых японцев, показывает Лэйн, что в людях имеется что-то большее, чем просто информация. Сцена, где Арису заставляет Лэйн услышать биение своего сердца, очевидным образом созвучна идеям nihonjinron.

Затем Лэйн говорит Богу две важные вещи: что он только фальшивый Бог, представляющий кого-то другого, и что он не способен понять правду потому, что у него больше нет своего тела.

Главная идея тайтла по всей видимости звучит так: Лэйн, символизирующая дух японского народа, попала под влияние Бога, символизирующего Запад. Запад может дать многое, прежде всего технологии (Сеть). Однако западная культура механическая и холодная. Запад/Бог пытается окутать этим холодом Японию/Лэйн. Японию/Лэйн это отвергает и внедряет зарубежные технологии в японский дух. Это предполагает, что Запад служит только в качестве передаточного звена между технологиями и культурно превосходящей Запад Японией, сам же Запад возможно получил эти технологии от некоторой высшей силы (Розуэлльских инопланетян). Запад/Бог неспособен понять истину потому, что у него нет тела. Или, как утверждают авторы nihonjinron, потому, что он не японец. Рассматриваемый в этой трактовке тайтл Serial Experiments Lain — несомненно выдающаяся работа.

Clayton Naff, About Face: How I Stumbled Onto Japan’s Social Revolution, Kodansha International, 1996 и Patrick L. Smith, Japan: A Reinterpretation, Pantheon Books, 1997 были важнейшими источниками информации для последних частей статьи.

И, в завершение, еще раз центральная идея тайтла: Арису зовет Лэйн обратно в японский образ жизни, после того, как та заблудилась в западных идеях.

«Все сбросить.» «Возвращаемся.»

Полный и исправленный вариант рецензии вы можете найти здесь..

Аниме с сильным сюжетом всегда будут в центре обсуждения. Фанаты выдвигают теории, пытаясь найти скрытый смысл, хейтеры упрощают тайтл, доказывая, что автор показал лишь то, что на экране. Именно в такой водоворот событий и попало аниме «Эксперименты Лэйн».

Сериал получил множество ярлыков. Его короновали «классикой киберпанка», мелодрамой с философским акцентом, но всё эти «наименования» неспособны отобразить в полной мере шедевральность творения Рютаро Накамуры и Тиаки Конаки.

Авторы испытывали серьезное волнение перед выходом «Лэйн» на экраны. Тайтл – настоящая головоломка, пропитанная киберпанковым антуражем. Создатели опасались, что рядовые зрители просто не примут его. Но сейчас аниме ставят в один ряд с «Евангелионом», рекомендуя всем к просмотру.

Warning! В обзоре содержатся спойлеры. Лицам, имеющим аллергию на частичное приоткрытие сюжета, рекомендуется читать только с закрытыми глазами.

Провода, проросшие в ядро мира

Пусть аниме и вышло в далеком 1998 году, но концепция мира до устрашающего напоминает нынешнюю реальность.

В начале каждого эпизода электронный голос, как будто злорадствуя, говорит: «Наше время, наши дни». Возможно это гениальный авторский ход, заставляющий зрителя невольно проводить параллель с его современностью.

Чем же так цепляет концепция мира? Разве только своей схожестью с реальностью? Нет. Ещё есть антураж и детальность. Город, в котором живет героиня, представляет собой выцветший оазис, пропитанный духотой, серостью и однообразностью.

Провода – важнейшая составляющая этого японского мегаполиса. Они буквально опутали его, придя на замену реальной человеческой жизни. Появилась Сеть, чем-то схожая с интернетом, но имеющая потенциал виртуальной реальности.

Любое устройство является частью Сети. Владельцы компьютеров или крохотных смартфоном могут погрузиться в иную реальность в любой момент. Утопия в чистом виде.

Но Сеть не просто пришла в мир, она старается заместить его собой, вечно следя за жителями города, погрузившегося в виртуал.

Концепция Сети – это удивительно реалистично проработанный элемент мира, вокруг которого и строится повествование. Стоит признать, эта тема актуальна для любого современного человека, чувствующего, что он отрицает реальность, пытаясь заместить её виртуальными утехами.

Письма из иного мира

А теперь знакомимся с главной героиней. Это Лэйн Ивакура – девочка 14-ти лет отроду, старающаяся быть незаметной. Даже близкие предпочитали игнорировать ребенка, только отец выказывал беспокойство. Школьная жизнь была абсолютно неприметной. Лэйн предпочитала проводить время в компании Алисы и ещё двух девушек.

Несмотря на повсеместное распространение компьютеров, героиня плохо обращалась с таковыми. Но один прецедент, изменивший жизнь Лэйн, заставил её постичь азы сетевого мастерства.

Одна из одноклассниц девушки, по имени Тиса Емода, скоропостижно отошла в мир иной, да не совсем. Школа наполнилась слухом, что умершая занимается рассылкой электронных писем на почтовые адреса одноклассников. Пусть это и байка, но Лэйн глубоко заинтересовалась ею.

Девочка решила самостоятельно убедиться в правдивости слухов. Подтверждения нашлись тут же при подключении к сети. На почте Лэйн было письмо от умершей одноклассницы.

И вот здесь начинаются странности. Девушка не просто утверждает, что жива, но и рассказывает о перемещении в виртуальный мир, где смогла встретиться с богом. Эту важную новость она хотела донести до Лэйн.

Разговор произвел на девушку сильное впечатление. Героиня решила разобраться в происходящем, поэтому попросила отца о приобретении нового компьютера, позволяющего полноценно работать с Сетью.

Матрица дала сбой

Незадолго до покупки нового ПК произошло событие, навсегда изменившее Лэйн. Её одноклассницы, с которыми героиня хорошо общается, видели точную копию девушки в клубе «Сайберия». Они решили посетить его вместе, чтобы удостовериться в наличии или отсутствии двойника. Да и тихоне Лэйн такое развлечение пойдет лишь на пользу.

Прогулка удалась на славу. Клуб посетили не только наши герои, но и весьма «дружелюбный» паренек, решивший, что такое место идеально подойдет в качестве тира. Ополоумевший устроил стрельбу, началась паника и давка. Все спешили покинуть кровавую вечеринку, но Лэйн не могла сдвинуться с места. И тут происходит странность номер два.

Парень, увидевший её, окаменел от страха. Он уже встречался с Лэйн, но в сети, где та является совсем не ангелом во плоти, а его полным антиподом.

Девушка буквально «ожила». Имеющийся компьютер улучшается с невероятной скоростью. Вскоре машина становится настоящим монстром, поглотившим всё пространство в комнате героини.

Лэйн полностью уходит в Сеть, но и не забывает о реальности. Девушка стала более открытой, приобрела популярность, завела множество новых друзей.

От тихони к божеству

Необычный мир Лэйн имеет множество составляющих. Один из таких – техника. Она используется для погружения в Сеть, где люди находят любые забавы, полностью отрицая реальность.

Здесь стоит обратить внимание на седьмой протокол. Его суть состоит в подключении к Сети напрямую, не используя гаджеты. Ученый, создававший протокол, взял за основу электромагнитный фон планеты, ещё именуемый резонансом Шумана. Именно он и позволит соединить в одно целое разум всех людей.

Компания, в которой работал ученый, не заинтересовалась в подобном ноу-хау, ведь тогда они потеряют управление над Сетью. Специалиста уволили, но он предпринял соответствующие меры, выгрузив собственное сознание в интернет.

Его физиологическая оболочка не прожила долго, но ученый стал бессмертным существом в Сети, эдаким божеством. Его цель – скорейшее объединение двух миров, переселение людей из бренных оболочек в совершенное виртуальное сознание. Наша героиня постоянно сталкивалась с цифровыми призраками в городе. Они могли бродить по местности, после исчезая.

Любому божеству требуются почитатели. Безумный ученый, ставший цифровым духом, обзавелся своими фанатами, именуемыми себя Орденом алгоритма. Рыцари на белом ПК являются настоящими гениями во всем, что касается компьютеров и Сети. Они не просто работают с виртуальной реальностью, но и проникают в людские разумы. Это ли не безграничная власть?

Центральной фигурой всего конфликта оказывается одна девочка. На её хрупкие плечи возложена серьезная задача – объединить или окончательно разделить два мира. У Лэйн есть возможности приобрести виртуальное могущество, став настоящим божеством. Но чего на самом деле хочет девушка?

Дальнейший сюжет затрагивает множественные философские вопросы. И каждый зритель находит свои ответы. Аниме развязывает внутреннюю дискуссию. Создатели ведут диалог с людьми по ту сторону экрана, вынуждая не только задавать вопросы, но и искать на них ответы.

Персонажи, вызывающие восхищение

В аниме нет изобилия экшена. Само повествование плавное, поэтапно, вводящее в определенный транс. Но в проработанном мире, в котором задают сотни вопросов и ищут тысячи ответов, отдельного внимания заслуживают персонажи. Ключевая деталь аниме – диалоги. Чтобы беседы были осмысленными и полными, требуются соответствующие персонажи. И они имеются.

Взять, к примеру, саму Лэйн. В одной девочке сочетается множество сторон: величественность и беззащитность, опустошенность и эмоциональный подъем. Все вещи, которые важны для героини, привлекают внимание зрителя.

Ознакомимся подробнее с основными действующими лицами.

У героини три ипостаси. Первая демонстрируется нам в самом начале. Это эмоционально незрелый ребенок, желающий играть, отдыхать, а также быть подальше от мира. Её одежда неброская, закрытая, никакой вульгарщины.

Следующая ипостась – одержимая Сетью. Игрушки ушли на полки, а после и вовсе покинули чат. На их смену пришли компьютеры, оборудование к ним, а также многочисленные пособия по хакерству. Лэйн постепенно открывается миру, а также безумно дорожит своей подругой – Алисой. Героиня прикладывает все усилия, чтобы огородить близкого человека от кошмаров виртуальности.

Третья ипостась – сетевая дьяволица. Это злая и целеустремленная Лэйн, пребывающая в Сети. Она всячески вторгается в жизнь своего физического двойника, пытаясь её разрушить.

С Лэйн её связывают теплые чувства. Она всегда беспокоится за неё, старается подбодрить, заставить улыбнуться. В её действиях нет злого подтекста, все совершается исключительно с добрыми намерениями.

Сеть для Алисы не представляет никакого интереса. Ей нравится быть в реальности. Лэйн же, в свою очередь, оберегает подругу от опасностей виртуального мира.

Старшая сестра Лэйн. Тоже типологический персонаж. Имеет парня, обожает шоппинг, помешана на том, чтобы не набрать лишний вес. Мику нельзя назвать положительным или отрицательным героем – она просто есть.

Иногда интересуется делами младшенькой, но не испытывая интереса к ним.

Отец Лэйн, родившийся с клавиатурой в правой руке, а мышью – в левой. Обожает всё, что связано с Сетью. В свое время беспокоился об отсталости Лэйн от остального мира. Ему казалось, что дочь слишком ушла в себя.

Просьба Лэйн о покупке нового «Нави» была воспринята с неподдельным восторгом. Он с интересом следил за развитием дочери, но начал испытывать беспокойство. Тревогу вызывало чрезмерное увлечение Сетью.

Ясуо – положительный персонаж, испытывающий беспокойство за своих дочерей. Он готов выслушать их проблемы, а также побаловать в нужный момент.

Скайнет 2.0 или ученый, ставший «Богом из Машины». Является создателем седьмого протокола Сети. Физическая оболочка слишком противна для него. Ученый видит дальнейшее развитие человечества в переходе в цифровую реальность.

Эйри – законченный эгоист, помешанный на своих идеях. Он пытается воздействовать на Лэйн, убеждая помочь девушку в воплощении желаемого.

Нажмите «старт» для подключения

Есть поверхностные аниме, где весь сюжет лежит меж двух выпуклых прелестей спутницы главного героя. Есть тайтлы, которые настолько противоречивы, что невозможно уловить единый авторский посыл. «Эксперименты Лэйн» – это третий тип.

У сериала есть множество выдающихся сторон, позволяющих полностью погрузиться в атмосферу. К примеру, отменная режиссура, формирующая у зрителя ощущения просмотра драмы, триллера и притчи одновременно.

Сам мир чрезвычайно психоделический. Звуковой ряд настолько шедеврально подобран, что его просто не замечаешь. Он просто присутствует в аниме, дополняя его.

Тайл – настоящая классика. И его можно рекомендовать всем к просмотру, но действительно понравится он далеко не всем. Любители динамики начнут скучать во время монотонных диалогов. Сериал переполнен цитатами и размышлениям. Здесь нужно следить за ходом действий на экране. Одна упущенная деталь полностью изменит восприятие картины.

Некоторые зрители провели параллель с не менее известным аниме – «Призраком в доспехах». Да, оба тайтла являются классикой киберпанка, но отличаются в корне.

«Призрак» – отменный боевик с отличной визуализацией. Здесь красочные бои и яркий мир, пусть и пропитанный мерзостью. Можно совершенно не следить за ходом повествования, просто наслаждаясь великолепной анимацией.

«Лэйн» – аниме медитативное, для внимательных. Авторы заложили огромный плац для размышлений. Возможно ли такое в реальности? Что такое резонанс Шумана? Это только первые вопросы, которые возникнут у зрителя.

А ответы так и не подвезли. Создатели оставили многочисленные подсказки и лазейки, но некоторые из них лишь сбивают с толку, противореча тому, что было всего несколько минут назад на экране.

Миллион посылов в одном тайтле

В конце хотелось бы поговорить о главном достоинстве аниме – авторских посылах. Ранее упоминалось, что создатели оставили подсказки для размышления. И выражаются они в различных моментах.

Религиозная тематика имеет сильное место в сюжете. Здесь даже можно провести параллели с Библией. Эйри – это лжепророк, проповедующий единство человечества и указывающий на то, что все его действия идут лишь во благо. Но по какому праву он стал богом? Ученый преследует единственную цель – удовлетворение собственных амбиций. Корыстный человек не станет действовать во благо остальных.

Не обошлось без экзистенциальной части и извечных вопросов – чего мы желаем от себя? На примере Лэйн можно рассмотреть любого человека. Мы – многогранны, имеем множество ипостасей. А какая из них подлинная? Или все три являются частью одного человека?

Также авторы осветили актуальную общественную проблему – школьный буллинг. К сожалению, во все времена дети подвергались издевкам со стороны своих одноклассников. В сериале эта роль отводится Тисе, которая, не выдержав постоянных истязаний, прервала своё существование суицидом.

И Лэйн могла бы закончить точно также, если бы не нашла свою «отдушину» в виде Сети. Авторы не просто затронули злободневные реалии, но и превосходно прописали психологическую составляющую персонажей. Они живые.

И финальный посыл – это развитие технологий и их воздействие на общество. Даже в далеком 1998 году создатели аниме придерживались мнения, что виртуальность станет неким замещением реальности, где люди будут пытаться убежать от своих проблем.

Плохо ли это? Слишком философский вопрос. Каждому человеку требуется отдушина, позволяющая ему справляться со стрессовыми ситуациями. Важнее найти баланс, не скатываясь в крайности.

Это лишь поверхностные описания авторских посылов. Их детальное раскрытие приведет к громадным спойлерам, чего бы не хотелось допускать.

«Эксперименты Лэйн» отлично подойдет любителям подумать. Интриги и сюжетных вопросов здесь не меньше, чем в добротном детективе, но история воспринимает гораздо легче.

  • Существует не только аниме-сериал, но и игра на PS1
  • Форма — есть, содержание — есть
  • Знакомые лица в незнакомых ситуациях
  • Точки отсчёта
  • История болезни одной маленькой девочки

Существует не только аниме-сериал, но и игра на PS1

Вообще достаточно странно осознавать, что, в сравнении с сериалом «Serial Experiments Lain», одноименная игра на PS1 оказалась практически забытой. По сути, в этом нет ничего удивительного, ведь долгое время игра была заперта в пределах «языкового барьера» Японии, т.к. нигде более не выходила. Подвижки в сторону локализации были, но представляли из себя достаточно слабую надежду на завершение проекта (надо сказать, как и многие такие проекты конца нулевых годов). Но, на удивление, вышел перевод на английский, затем игру портанули на PC в виде упрощенной браузерной версии, а потом и вовсе подоспел перевод на русский, чего, думаю, не ожидал вообще никто. Вообще я тут не особый советчик, за этим всем не следил, а об аниме и игре узнал сравнительно недавно, после чего посмотрел сериал, а затем заинтересовался и проектом на PS1.

До всех перечисленных нововведений и исправлений, в игру приходилось играть примерно вот так

Сериал был интересен в первую очередь тем, что отлично показывал процессы и тенденции того времени, а также достаточно умело и дальновидно предсказывал куда это всё может вылиться в итоге. Тут у нас на выбор есть целый спектр интерпретаций и теорий – от кибер-религии, до контроля всего человечества разумной, доброй и всезнающей богиней-нейросеткой. Кроме того, эстетика того таинственного духа конца 90-х, молодого интернета, вседозволенности и тому сопутствующих штук были переданы и показаны отлично, в результате чего мы и видим не угасающую популярность (осмелюсь даже сказать культовость) сериала даже на сегодняшний день – спустя, на минуточку, 25 лет.

Но что там с игрой? Не смотря на общее название, сериал и игра – это два разных произведения, которые рассматривают две сравнительно разные темы. Да, также существует чехарда и с датами создания, ведь изначально, как известно, начала разрабатываться игра, в процессе создания которой родилась идея сделать сериал. В результате чего сериал был выпущен, а игра вышла только спустя какое-то не продолжительное время после. Запутанно, не спорю, не знакомому с такими подробностями человеку будет достаточно сложно разобраться во всем этом клубке, но оно, по сути, и не надо – есть сериал, есть игра, на этом всё, ведь, в конечном итоге, оба проекта рассматривают и анализирует несколько разные темы.

Бокс-арт «Serial Experiments Lain» на PS1

Вот тут сразу надо обговорить то, как была реализована игра и то, в какую форму впихнули ее разработчика. А форма эта, по изначальной задумке, должна была быть очень даже необычная. Механическая часть игры предстает перед нами в виде своеобразной башни, которая находится в пределах некой операционной системы. Эта башня олицетворяет воспоминания о жизни девочки по имени Лейн, которые разбросаны в виде отдельных медиа файлов на так называемых «уровнях» этой башни. Исследуя уровень за уровнем, мы изучаем те обрывки информации, которые предлагает нам игра. Таким образом мы как бы путешествуем от одной области воспоминаний к другой, смотря на происходящую ситуацию с нескольких ракурсов.

(Сравнение интерфейсов версий с PS1 и Браузера)

Вообще реализация механической части вышла, действительно, необычной. Стала ли она от этого удобной? Нет, не стала. Я играл в самую «облегченную» версию, которая работает внутри браузера и представляет из себя операционную систему лишь косвенно, без всяких не очень нужных и приятных мелочей типа загрузок между переходом к файлу или апгрейда системы для получения доступа к другим файлам. Тут я признаю преимущества «полных версий» в том плане, что они куда глубже погружают игрока во всю эту эстетику операционной системы и своеобразном путешествии по её просторам. Но терпеть загрузки перед запуском каждого файла, а также вычитывание сюжета из pdf-файла, при наличии такой удобной браузерной версии, я не намерен.

Вся игра – это, по сути, даже не визуальная новелла, т.к. она предполагает хотя бы какую-то сюжетную вариацию. Тут даже как таковых субтитров нет (именно с точки зрения движка игры), поэтому и органичный перевод на оригинальную платформу не возможен ввиду отсутствия механической возможности впихнуть туда текст.

Тут нет сюжетной разветвленности в привычном понимании, но зато есть вариативность интерпретаций. Всю игру мы исследуем имеющуюся «башню», которая была поделена на две стороны – А и В соответственно (сделано это было ввиду распространения на двух дисках, т.е. технических ограничений). По сути, «Эксперименты Лейн» не были реализованы так, как изначально хотели того создатели. Виной этому послужили, как утверждают разработчики, сжатые сроки разработки, а также технические ограничения консоли.

Лейн как бы перемещается по уровням «башни» и исследует свою жизнь по кусочкам

Подобного рода контента в игре навалом

Сериал же напирает скорее на стиль, а общий негативный и пугающий настрой получается сам собой. Тут в этих ваших интернетах пишут, что у всех работ режиссера Рютаро Накамуры подобный вайб. Что ж, поверю на слово.

Знакомые лица в незнакомых ситуациях

Что касается персонажей, то в этот раз, в отличие от аниме-сериала, у нас имеется сразу два протагониста – сама Лейн и её лечащий доктор (или консультант, как удобнее), которую зовут Токо. Токо изначально училась в Японии, а после поступила в университет в Америке, таким образом пытаясь расширить свои знания в области психиатрии. После обучения за границей, она вернулась обратно на родину, после чего присоединилась к институту изучения психических заболеваний. Область интересов доктора Токо – психиатрия и всё ей сопутствующее. Позднее именно её альтернативная точка зрения будет представлять из себя важную составляющую дальнейшей истории.

Токо (слева) и Лейн (справа) на очередном сеансе консультации

Все медиа файлы в игре не разбросаны как попало — вовсе нет. Если смотреть на наименования, то можно заметить, что все файлы можно поделить на определенные группы, каждая из которых будет вести свой счет от единицы и далее. Итак, всего можно выделить, пожалуй, четыре группы:

всё, что касается Лейн;

всё, что касается Токо;

все остальные файлы, которые включают в себя каких-то случайных прохожих, полицейских, одноклассниц и прочее;

О последней группе поговорим чуть позже.

Так одни файлы ведут свое повествование от лица доктора Токо и служат её личным дневником. Другие также являются её дневником, но уже рабочим – в виде отчета о наблюдениях пациента и проделанной работе. С Лейн у нас, в основном, имеется такая же ситуация с личным дневником, который она начинает вести после проведения нескольких сеансов с доктором Токо. Кроме того, также имеются файлы, которые являются общими, например, записи сеансов психологической консультации между Токо и Лейн, а также несколько небольших диалогов Токо со школьными друзьями Лейн. Остальные записи могут повествовать о самых разнообразных ситуация от лица самых разных людей, систематизировать тут что-то достаточно сложно.

Вроде бы ничего необычного, но ракурс, тряска камеры и смех девочки наводят жути

Четвертая группа представляет из себя кое-что необычное. По сути, это кроткие фразы, сказанные Лейн и анимированные её лицом, на которой красуется достаточно жуткая улыбка. Фразы, звучащие в файлах этого типа, могут относится вообще к чему угодно: одни могут повторять ранее сказанное другими персонажами; другие могут быть просьбой о помощи медленно сходящей с ума личности (причем встречаются файлы, на которых голос принадлежит даже не самой Лейн, а другим персонажам). Основная же часть всех этих фраз, как принято воспринимать их в сообществе, является разрушением четвертой стены и обращением на прямую к игроку в такой своеобразной ироничной форме, где Лейн пытается уколоть и разозлить самого игрока как бы давая ему хорошие и нужные советы. Но именно сама манера, то, каким тоном все это произносится, наталкивает только на мысль об издевке и, не отрицаю, довольно сильно напрягает и наводит жути. Хотя уже к половине игры я понял, что за всеми этими фразами не кроется абсолютно никакой сюжетной подоплеки, в результате чего мной было принято волевое решение не особо-то сильно обращать на них внимание.

В самой браузерной версии игры эти ролики проигрываются с сабами, но выгружаются, почему-то, без них. Еще один камень в огород технической составляющей игры

Как играется, как влияет и что рассказывает?

И вот мы подходим к сути: весь геймплей «Экспериментов Лейн» состоит из, по факту, просмотра коротких роликов и сопоставления полученной информации. Звучит не так уж интересно, и да – на практике это не сильно цепляет. Лично меня в игре удерживало только желание узнать, чем всё закончится и тот факт, что игра связана с сериалом.

Вообще анализировать всё доступную в игре информацию достаточно неблагодарное занятие. «Эксперименты Лейн» используют один интересный прием в своей общей структуре повествования (кроме накручивания и отсутствия внятного объяснения буквально 50 % информации в игре, а также намеренного расширения простора для интерпретаций): персонажи в игре лгут. Казалось бы, что тут необычного, так ведь? По сути, персонажи достаточно часто лгут вообще где-либо, разве нет? Я скажу так: тут идет сравнительно другой уровень лжи, более хитрый что ли.

Примерно так выглядит интерфейс просмотра файлов в браузерной версии игры

Объясню. Как обычно бывает? Тот или иной персонаж, чаще всего, вам просто чего-то недоговаривает, а иногда и вовсе в наглую врет. Обман игрока тут происходит посредством отсутствия доступа к ключевой информации. «Эксперименты Лейн» делают это немного по-другому.

Ну, я тебе уж точно не вру, да?

Манга «Кошмар подделки», дополняющая игру

Я же предлагаю рассмотреть повествование игры «Эксперименты Лейн» без этой привязки к сериалу и накручивания определения божественности, трансгуманизма и роли онлайн-технологий в жизни человека. Ведь игра идет в несколько другую степь, изучая скорее частную ситуацию, чем общую.

А во главе угла у нас стоит история двенадцати летней девочки по имени Лейн, мать которой обращается за психологической помощью для своей дочери. Сама Лейн утверждает, что у неё, сравнительно недавно, появились очень реалистичные галлюцинации, которую могут появляться не только ночью, но и днем, даже во время разговор с посторонними людьми. События игры стартуют чуть раньше, когда доктор Токо заканчивает свою учебу в США и возвращается обратно домой. По сути, вся сюжетная ветка будет держатся на двух основах:

1) Встречи Лейн и Токо, где будет представлена человеческая сторона Лейн;

2) Видео файлы, которые, в основном, посвящены похождениям Лейн вне стен исследовательского центра и которые характеризуют другую – непонятную, жуткую и пугающую сторону Лейн.

Вернее было бы сказать не сторону, а другую личность. Да, вы не ошиблись – «Эксперименты Лейн» рассказывают нам историю одной больной девочки, которая собрала в своём юном организме весь букет психических заболеваний – от параноидальной шизофрении, до раздвоения личности.

(Дизайн Лейн в игре более жуткий и пугающий, в сравнении с аниме-сериалом)

Вообще довольно значительная часть игры посвящена именно что различным терминам из медицины, относящиеся к психическим заболеваниям. Разговорам на подобные темы между Лейн и Токо отводится добрая четверть всей игры. По сути, мы наблюдаем процесс медленной деградации ментальной и нервной системы маленькой девочки, которая начинает выдумывать себе друзей и даже решается собрать себе собственного отца, который некоторое время назад решил уйти из семьи. Но это другой вопрос, ведь, как я и говорил, в игре достаточно сложно отличить ложь от истины ввиду практически полного отсутствия достоверного источника информации. В итоге достаточно затруднительно понять, что происходило на самом деле, а чего вообще не было.

Точки отсчёта

(Дальше могут быть спойлеры, если это вас беспокоит)

Отталкиваясь от имеющейся информации, можно определить две важные точки, после которых события и начинают приобретать трагический оборот. Первая точка будет ключевой для Лейн. Она происходит примерно во время перехода одноклассника Лейн в другую школу с последующим прекращением общения с её единственной подругой. Сама Лейн говорит, что подруга по собственной инициативе прекратила общаться с ней из-за, якобы, письма, которое ей прислал бывший одноклассник. Тут сложно сказать было ли само письмо или же Лейн его выдумала, чтобы уверить себя в важности и нужности кому-либо.

Думаю, что эти события послужили своеобразным триггером, который спровоцировал возвращение визуальных галлюцинаций и ещё больший уход в себя, сопровождающийся практически полным отрицанием реальной действительности. Также куда сильнее начало проявлять себя раздвоение личности Лейн (сколько этих самых личностей всего – не берусь судить, но две точно есть). Сама девочка и до этого момента отдавала себе отчет, что когда-то находилась там, где в осознанном состоянии никогда не была: она что-то делала в этих не знакомых местах, но вспомнить и понять этого никак не может. Не удивительно, что это до смерти пугает такого стеснительного и зажатого ребёнка как она.

Сюда же можно включить факт того, что Лейн также страдает и ипохондрией. Из-за этого она начинает сама себе ставить различные диагнозы, основываясь на знаниях о психических расстройствах, почерпнутых из разговоров со своим доктором, а также из книг и из Сети. Вообще сеть в игре, в отличие от сериала, играет куда меньшую роль и на ней почти не завязано никаких предсказаний будущего и моральных дилемм. Игра просто говорит нам, что это ещё один способ ухода от реальности для Лейн, то место, в котором она может попробовать укрыться от всего негатива в своей реальной жизни (хотя и тут у неё это не получается). Прогноз на уход в эскапизм с помощью «Сетей» оправдался, и мы с вами тому самое яркое подтверждение.

(При этом за весь хронометраж игры у Лейн не будет какого-то сверхмощного и технологичного компа, как в аниме-сериале)

Второй важной точкой повествования является момент, когда Токо, под влиянием общего давления, слухов, насмешек, занятости на работе, а также общей усталости, решается принять некий аппарат для «расслабления» от нового сотрудника лаборатории Института. Сама Токо описывает его как «экспериментальный образец» и решается его применить не только для успокоения собственных нервов, но и для своеобразного теста на работоспособность. Эта точка является ключевой уже для Токо, ведь ровно с начала эксплуатации этого прибора у неё и начинаются различные слуховые и визуальные галлюцинации, а также ухудшается сон. И именно после применения этого устройства в её сознании и начинается процесс деления личности, который до этого мы наблюдали у Лейн.

Из этого факта можно провести некоторую параллель: это устройство, которое, очевидно, разрабатывается медицинским учреждением, в котором работает Токо, может вызывать расстройство личности. Мы видим, как это происходит и к чему может привести. Можно предположить, что и сама Лейн, за какое-то время до начала повествования игры, также была подвергнута влиянию этого прибора, в результате чего у неё и начались все эти психические проблемы.

Так или иначе, всем людям, покончившим с собой в игре, рано или поздно мерещится (или нет) Лейн

Но сам прибор действует довольно странно. Единственным визуальным признаком, которым он обладает, является галлюцинация самой Лейн в необычной одежде – это то ли роба, то ли медицинская пижама (ну, знаете, такая, которую в больницах дают). Человек, который подвергся влиянию этого прибора, начинает видеть эти галлюцинации всё чаще и чаще, а затем умирает (вернее, сам на себя накладывает руки). Скорее всего, он просто не выдерживает давления и собственными руками заканчивает свою жизнь.

Мы видим этот процесс не единожды. Из того, что прямо показано в игре – это какая-то школьница, которая застрелила сначала своего мужчину, а затем и себя, и парень, который достал для Лейн некий прибор для ускорения мощностей её компьютера. Он, как и та школьница, также видит галлюцинации, а вскоре и вовсе собственноручно заканчивает свою жизнь. Причем по записям видно, что он этого не хочет, но руки будто сами тянутся и делают это, не давая и шанса на сопротивление. Единственное, что остается не понятным – это смерть начальника Токо. О ней известно достаточно мало. Единственное, что мы знаем точно – смерть наступила ровно после того момента, когда Токо пожелала своему начальнику смерти в своем личном дневнике, который, в свою очередь, взломала и прослушивала Лейн. Это должно быть связано друг с другом, но я не понимаю – как можно влиять на ход течения влияния прибора. Можно допустить, что начальник Токо также был подвергнут влиянию прибора, но весь этот процесс навряд ли можно контролировать вручную, ведь так?

Теперь обсудим остальные аспекты. Из записей достоверно известно, что полиция в курсе этих смертельных случаев (парень, передавший Лейн прибор, буквально умирает у них на руках). Также мы знаем, что руководство исследовательского центра наверняка в курсе происходящего. Причем во время официальной пресс-конференции администрации этого самого исследовательского центра, можно выявить некоторую ложь и недосказанность. Например, говоря о смерти Токо, администрация утверждает, что у неё были и другие пациенты, с которыми ничего плохого не случилось и что это всё является скорее исключением, чем правилом. Однако мы знаем, что у Токо просто не было других пациентов. Единственная, с кем она работала – это Лейн. На основе подобных оговорок, я предполагаю, что за всем этим стоит именно исследовательский медицинский институт. Именно он разрабатывает подобного рода экспериментальные приборы, губящие человеческую психику и доводящие самого человека до известных последствий. Зачем им это нужно? Разработка оружия? Медицинская необходимость? Зловещий заговор? Ответа на этот вопрос нет, да и он, по сути, не нужен – повествование к этому моменту уже обрывается.

— То есть на неё пациенты повлияли? Она чем-то от них заразилась?

— Психическое заболевание некорректно называть заразным, поскольку оно таковым не является.

— Пациенты могли в определенной степени на неё повлиять, и если под «заразным» вы подразумеваете именно это, то да, такое возможно.

— Как и ранее, это лишь вопрос формулировки.

— Однако несмотря на мною сказанное, я спешу вас заверить, что её бывшие пациенты совершенно здоровы.

— Конечно, из соображений конфиденциальности, персональных данных раскрыть я вам не могу.

Оцените статью
Dota Help